double arrow

Введение.. Так стоит ли заново изобретать велосипед, заниматься переписью истории? Стоит ли? Ведь чтобы добиться, где-либо успеха, совершенно не обязательно быть

III.

II.

I.

Заключение

Так стоит ли заново изобретать велосипед, заниматься переписью истории? Стоит ли? Ведь чтобы добиться, где-либо успеха, совершенно не обязательно быть основателем или потомком чего-либо. Ведь классическая музыка отнюдь не наше изобретение, но вспомним П. И. Чайковского и других русских композиторов, которые внесли неоценимый вклад в мировую фонотеку классической музыки, а ведь они её не изобретали и не стояли у её истоков. А балет, русский балет считается лучшим в мире; такие имена как Барышников, Уланова — известны всем, но его мы то же не изобретали, А в среде боевых искусств, хоть лидирующие места и за представителями Азии, но и своих чемпионов у нас не так мало.

Всё выше сказанное всего лишь микроскопический обзор данной темы, она очень широка, и ставит довольно много проблем. Ведь дело не в самом "русском стиле", а в том кто или что за ним стоит, и чем их изучение может закончиться, потому как непрофессиональный тренер, к тому же с наспех выдуманной техникой, и что более важно философией, может нанести серьёзный вред как физическому, так и духовному здоровью. Так не лучше ли использовать систему проверенную веками, а не заниматься глупыми и бесцельными экспериментами, думая что это является патриотически-правильным?!

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории. Таможенно-пошлинное обложение известно еще в Древней Руси. Хотя о собственно таможенной службе можно говорить условно. Лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, роста внешнеэкономических связей шло становление и развитие таможенных институтов.




История не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения таможенного дела на территории России. Но в договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. В V-IV вв. до н.э. в городах Причерноморья уже существовали таможенные порядки. Знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсонесом и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто - сбор за провоз товаров через заставы. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" - сборщик пошлин.



Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI века.

Сильное влияние на развитие таможенного дела, приведшее к значительному усложнению (разветвлению, дифференциации) таможенных платежей, оказали монголы-завоеватели. От тюркского слова "тамга" (знак, клеймо, тавро) произошел глагол "тамжить" – т.е. взыскивать пошлину - "тамгу". Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником (таможенником). В обиход вошли словосочетания "таможенный голова" (старший таможенник), "таможенная грамота" (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалось князьями откупным таможенникам". Существовало большое число пошлин в удельное время, которые условно можно разделить на 4 группы: торговые, проезжие, за обслуживание и штрафные.

I. Торговые пошлины:
1) явка - пошлина за предъявленный в таможне товар (по прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или «явленного»). Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт - сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее, восмничее, восменичее) - фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась как и "померное" с "предметов меримых". От померного отличалась тем, что взималось с рубля, в то время как померное - с меры. "Часто с одного и того же предмета бралось осмничее и помер";
4) гостиное - пошлина с привозных товаров; взималась "с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, за рубль, или по штукам товара";
5) порядное - фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное - фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно - сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) - сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или на наложение таможенных знаков;
9) головщина - пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее - пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая - с продавца. После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное - "пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох... и с известной меры, а не с рубля". Размер померной пошлины колебался от полденьги до 2-х денег. Ее взыскивали только с продавца; "с купца никогда помера не брали".
II. Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное - основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже - с цены товара. До 1654 г. "мыты" содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное - разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) подужное - сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое - сбор с количества саней в обозе;
5) побережное - сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами, или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов и их размеров.
6) головщина - подать с души, головы; плата за человека на возу, лодье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки - налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи - разновидность головшины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз - налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее - плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка - пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.
12) перевоз - пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и др. нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича - Бориса Годунова издало указ 1596 г., "который вместе с мытами, присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины".
III. Пошлины за обслуживание
1) амбарное (анбарное) - плата за наем амбара.
2) гостиное - плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов "долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбары были дороже, и наоборот". Ее взимание производилось "гостиными дворниками", находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.
3) полавочное - пошлина за право торговли или за наем лавок.
4) свальное - плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара.
5) подъемная и рукознобная пошлины - за поднятие товара и его установу на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей.
6) померное - сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями.
7) весовое, весчее - плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика; взималась откупщиком
8) контарное - пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).
9) припуск - "пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров".
IV. Штрафы
1) промыта - а) уклонение от уплаты мыта (промытитися - уклониться от уплаты мыта: "Который гость где промытится, мыто проедет, не заплативши, тот товар свои тратит"); б) пеня за неплатеж мыта: "А кто промытится, ино с воза промыты по штидесят, а заповеди шестьдесят одина, колько бы возов ни было". Уложением 1649 г. размер промыты был установлен в 5 рублей с человека; промытившийся также подлежал наказанию кнутом;
2) промыт - пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины: "А кто пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт", взимался обыкновенно с воза или судна;
3) заповедь - пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади: "А кто продаст лошадь, или кто купит, а не явит таможником и у пятенщиков не пятнит, ино с того заповеди и пропятенья два рубля: рубль наместнику, а рубль таможником"; штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека, поместившего его на своем дворе; штраф за продажу померного товара", напр., зерна, без меры; штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшийся как с купца, так и с продавца; пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье). "Величина заповеди, - писал Д.Толстой, - была обыкновенно в два рубля: один рубль шел государю, а другой - лицам, заведывавшим таможенным сбором". Иногда вся заповедь принадлежала государю;
4) протаможье - пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины, за неявку его в таможне: "А кто протамжит своего товару на рубль... с него прота-можья тридцать алтын без гривны". По мнению Д.Толстого, размер этого штрафа составлял: с товара на два рубля или более - два рубля, а "с товара на рубль и менее - заповедь в тридцать алтын без гривны";
5) протамга - пеня за неявку товара в таможне: "А кто не явя таможником сложит товар свои с воза и из судна, и он то протамжил,... ино с него протамги два рубля".

Всего взималось до 40 различного рода и наименования пошлин. Важнейшими из них были тамга, явка, осмничее и некоторые другие, имевшие ярко выраженных фискальных характер. Размер тамги колебался от 1/4 до 7% с цены (обычно 3/4 - 2% или 1,5 - 4 деньги с рубля). Местные жители либо совсем не платили этой пошлины, которая взималась с цены товара при совершении торговой сделки, либо платили ее при продаже привезенного товара или увоза купленного на местном рынке в меньшем размере (в 2 раза и более), чем иногородние.

С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел русские города устанавливали связи с западными соседями. Сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить существенные льготы в торговле с государствами северной Европы.

Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. В ряде случаев от таможенных пошлин освобождались монастыри и лица духовного звания. Они получали от князей жалованные ("тарханные") грамоты (от татар. tarkhan - человек вольный, свободный от податей; "А имати та пошлина со всяких людей, опричь тарханщиков"). Тарханные грамоты выдавались также жителям новых городов, отдельных местностей или тем, кто этого заслужил перед княжеской властью. Это положение закреплялось в правовых актах того времени.

В духовных грамотах - завещаниях московских великих князей - в XIV веке и у Ивана Калиты и у Дмитрия Донского тамга передавалась наряду с другими ценностями по наследству. Столетиями таможенники целовали крест, позже принимали присягу на верность государю, пополняли государственную казну, рисковали жизнью для отвращения потаенного привоза товаров, т.е. боролись с контрабандой.

К концу XV в. усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, укреплявшее Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV стремились в фискальных целях «упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Так, Иван IV, реорганизуя местный аппарат, заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком.

Сбор пошлин таможенных и проездных (на мостах и перевозах) и разных натуральных платежей, заведование казенными промыслами и операциями, винными, хлебными, соляными, рыбными и др., торговля казенными товарами и их сбор (или покупка), сортировка, распределение и продажа - все это требовало огромного штата служащих и рабочих. Тяглые посадские общества во главе с "гостями", которые составляли как бы "главный финансовый штаб" царя были обязаны поставлять правительству кадры бесплатных работников - голов, целовальников, сторожей, извозчиков и т.д. ... Эти службы не только отвлекали посадских людей от их торгов и промыслов, но еще угрожали им разорительными штрафами и конфискациями в случае, если бы их "оплошкою и нерадением" учинился в государевых сборах недобор...".

Таким образом, начиная с сер. XVI в., правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий и др., восполняло его путем привлечения людей из высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, материальная способность его возместить причиненный им казне ущерб. "Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, - писал В.О.Ключевский, -... производившиеся... даже против воли тех, кого т.о. возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии".

Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мытов, а вторую половину передавать в казну.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а ряд других товаров правительство объявило заповедными, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

В середине XVII в. в таможенной политике государства произошли серьезные изменения. Во-первых, 25 октября 1653 г. (ныне - день рождения таможенной службы)царем Алексеем Михайловичем был подписан указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием поскольку взято и с каких товаров", положивший начало таможенной реформе. Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают его в качестве первого русского таможенного тарифа, хотя слово «тариф» в то время в русском языке еще не употреблялось[1].

Многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли - 10% от цены, с рыбы и пушнины - особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить следующие пошлины: 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров. Сохранялись сборы на гостиных дворах и при перевозах через большие реки.

На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена Уставная грамота, запрещавшаявзимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.

По инициативе выдающегося реформатора Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина, боярина и воеводы, известного дипломата 22 апреля 1667 г. был подготовлен и издан «Новоторговый устав»царя Алексея Михайловича (иное наименование - Новоуказные торговые статьи 7175 г Новоторговый устав включал в себя постановления относительно ввоза товаров, размеров внешних и внутренних сборов, относительно устройства таможен, таможенных обязанностей и пр., а поэтому часто его рассматривают и как первый таможенный тариф, и как первый таможенный устав русского государства. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего его благосостояние, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, т.е. устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности[2].

По отношению к внешней торговле по Новоторговому уставу была допущена почти полная свобода. Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России. В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Пошлины стали взиматься монетами, золотом и ефимками[3]. Устав ужесточил порядок ввоза иностранных товаров: пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове и только оптом с целью развития инициативы русских скупщиков. Под угрозой конфискации товара им запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В исключительных случаях при наличии специальной жалованной грамоты о торгах иностранным купцам разрешалось приезжать с товарами к Москве.

В Новоторговом уставе были зафиксированы понятия, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

♦ устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы;
♦ купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;
♦ определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);
♦ вводился контроль за перемещением товаров;
♦ определялось право таможенной головы, и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось, главным образом, внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Довольно детально была разработана процедура таможенного оформления. Ее осуществлял вместе со своими помощниками (целовальниками) выборный из верхушки купечества представитель правительства - таможенный голова, который был вправе чинить "всякую полную расправу в торговых делах" (ст. 2 Устава). Воеводы не могли вмешиваться в его деятельность, чтобы "великого государя казне в заборах порухи не было" (ст. 1 Устава).

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

К концу XVII в. можно говорить о создании в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы.

Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. осуществлялся в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (ей предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах.
Таможнями тогда управляли таможенные головы и их помощники целовальники, которых называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и присягали служить верно. Им в процедуре таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении.
Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции за собственный счет. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались с них взыскивали недочет с прибыли. В случае серьезных злоупотреблений головы подвергались суровому наказанию – битью кнутом, а то и “смертной казнью без всякой пощады”.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, открывший путь русским товарам в Европу. Одним из первых таможенных мероприятий Петра I стал Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Активизировалось развитие внешней торговли: немалую роль в этом сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.

Железо, парусина, шелковые ткани, позумент, ленты, иглы, скипидар, воск, сухие кожи, пергамент облагались пошлиной в размере 75% с цены; полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро - 50%; шерстяные ткани, железное оружие - 25%. На товары, не производимые в стране, была умеренная пошлина - от 4 до 10%; на хирургические инструменты, очки пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%й пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для росс. фабрик (пряжа шерстяная и льняная), по ним применялась запретительная пошлина.

Новизна тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами. Остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений и объяснений. Это сильно затрудняло деятельность таможенных чиновников в случае применения тарифа в отношении тех товаров, которые не были поименованы в росписи.

Постепенно совершенствовалась и организация таможенного дела в России. Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они с 1700 г. назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (нем. – «досмотрщик»), при которых по прежнему состояли целовальники. Они стали получать годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов в 1712 г. введена вновь. Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. В это время Петербург был местом сбыта контрабандных товаров. Поэтому Петр I в 1724 г. поручил Коммерц-коллегии "...иметь таможенные яхты-служители для всяких отправлений купеческих дел".

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 г. проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход[4]. Их ходатайство было удовлетворено.

В 1731 г. принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. Указ 1746 г. установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности пушечного выстрела.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров (в середине XVIII в. число различных таможенных сборов приблизилось к 17). Процедура осмотра товаров и записи в книгах были весьма сложными. Все это серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х гг. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. проведена крупная таможенная реформа.

Манифестом от 20 декабря 1753 г. с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, увеличили в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. (Российское законодательство X-XX вв. Т. 5. М., 1987- С. 159-166.)

В результате реформирования таможенного дела в 1755 г. принимается новый таможенный устав[5], а в 1757 г. - новый таможенный тариф. Согласно новому тарифу пошлина должна была взиматься до продажи товара. Иностранным и российским купцам предоставлялась отсрочка по ее уплате сроком на один год. Товар, ввезенный в Россию и оформленный по закону, мог вывозиться для продажи в третьи страны беспошлинно. Таким образом, регламентация внутренней и внешней торговли в уставе укрепляла позиции нарождающегося купечества.

Совершенствовалась организация таможенного дела в России внутренние таможенные границы были ликвидированы, и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Сократившаяся после 1731 г. в связи с понижением пошлин контрабанда вновь стала расширяться. В 1754 г.учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из т/объездчиков.

Либерализация таможенной политики во II-й пол. XVIII в. способствовала росту рыночных отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Манифестом 1755 г. и Указом 1767 г. отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий. Быстро рос объем внешней торговли России.

Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II (1762-796г.г.) было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.) но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды. Сама императрица в большей степени разделяла учение физиократов (физиократия – свободная торговля-фритредерство), признававших землю и земледелие основными источниками общественного богатства. Екатерина II при всех своих колебаниях была противницей государственного вмешательства в сферы экономических отношений, после вступления на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба, узкого холста, соломы и др. Новые экономические методы использовала Екатерина II, приказв Сенату пересмотреть тариф 1757 г. и определив, что тариф должен пересматриваться каждые пять лет[6]. Императрица отказалась от ограничений эпохи Петра I и создала наиболее благоприятные условия для развития русского предпринимательства.

Внутренняя структура тарифа отличалась новизной. Товары делились не только по тарифной сетке, но и на условные группы. К первой группе относились товары, не производившиеся в России либо производившиеся в малом количестве. Эта категория облагалась низкой пошлиной либо не облагалась пошлиной вообще. Вторая группа товаров - материалы, ввозимые в Россию для заводов и фабрик, а также товары, не производившиеся в России. Среди них были и те, что выпускались местными фабриками и заводами и имели неплохое качество. Данная группа товаров облагалась самой высокой ставкой таможенной пошлины.

Именно екатерининский тариф становится прообразом современной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), представляющей свод ставок таможенных пошлин с дифференциацией реестра товаров, перемещаемых через границу. Принцип периодического пересмотра тарифа используется и в наши дни.

В августе 1762 г. Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Для надзора над ними учредили Главную надтаможенными сборами канцелярию, а с 1789 года он был возложен на Таможенные экспедиции казенных палат. В ноябре 1796 г. была восстановлена деятельность Коммерц-коллегии и таможни переподчинили ей. Министр-коммерции стал главным начальником всех т/учреждений России.

Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 г. Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде "особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров". Она состояла из таможенных надзирателей - по 1-му на каждые 10 верст. Если надзиратель или находившиеся под его началом объездчики не могли самостоятельно задержать контрабандистов, они их преследовали до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.

В начале XIX века в России произошла смена коллежской системы управления на министерскую. Функция управления таможнями передается во вновь созданный Департамент внешней торговли, включенный в состав Министерства финансов.

В период 1790-1822 гг. сильное воздействие на таможенную систему оказали политические отношения России с европейскими державами. Русское правительство было вынуждено вести свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно. В связи с Французской буржуазной революцией Россия договаривается с Англией, Австралией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем Манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию (и вывоз из нее) каких бы то ни было товаров.

Присоединение России к континентальной блокаде Англии (1807 г.) не одобрялось русскими помещиками и купцами, которые не могли экспортировать в Англию хлеб и другие сельхозпродукты и получать оттуда дешевые товары. Идя им навстречу, правительство в декабре 1810 г. разрешило вход в русские порты судов с английским товаром. В то же время в 1811 г. утвержден таможенный тариф, облагавший французские товары высокой пошлиной.

После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 г. частично отменила запреты. В 1819 г. принят один из самых либеральных в истории страны таможенный тариф. Однако о свободе торговли говорить было преждевременно, и в 1822 г. ошибка была исправлена.

В 1819 г. кроме тарифа принят первый Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В уставе впервые введено понятие «контрабанда»: не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных объявлениях и грузовых документах.

В 1822 г. введен таможенный тариф ярко выраженного запретительного характера. Продолжавшаяся 20 лет вслед за этим жесткая протекционистская таможенная политика способствовала развитию промышленного производства в России и защите его от недобросовестной конкуренции со стороны аналогичных отраслей иностранной промышленности.

В 50-х гг. XIX в. во всем мире распространились фритредерские тенденции во внешней торговле, которые получили свое развитие и в России: таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли.

Систему таможенных учреждений середины XIX в. можно представить по второму Таможенному уставу 1857 г.В нем впервые были определены права и обязанности таможенных чиновников. Таможни и т/заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией.

В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - 1 класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние - 2 класса (Евпаторийская и др.) и малые - 3 класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые имели передовые филиалы и посты (заставы). Напр., в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. Кроме таможен и застав создавались переходныетаможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт - Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав "для отвращения" тайного провоза учреждалась пограничная стража.

По Уставу 1857 г. начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен не могли назначаться лица, "не служившие по таможенной части", поскольку "таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных" (ст. 68).

В Уставе подчеркнута самостоятельность и автономность таможенных учреждений. Таможенные чиновники не должны требовать и принимать подарки ни деньгами, ни вещами, ни услугами. За взятку наказывались и чиновник, и лицо, вовлекшее таможенного чиновника в служебное преступление.

Устав 1857 г. регламентировал некоторые вопросы этики таможенной службы.

Интересно такое предписание: «Торгующие и другого звания люди обязаны вести себя в таможнях вежливо и благопристойно, таможенным чиновникам предписывается под строжайшей ответственностью обходиться взаимно вежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ниже малейшего оскорбления, под опасением взысканий» (ст. 274).

За неисполнение таможенных предписаний устанавливался денежный штраф от 10 до 25 руб. серебром в пользу казны, а за сопротивление насилием - наказание по закону, за оскорбление или обиду словом или делом - ответственность по Уложению о наказаниях.

В 1857 г. к ввозу в Россию запрещались и задерживались при их обнаружении российские кредитные билеты и монеты, иностранные игральные карты, тайно провозимые книги, порох, табак, крепкие спиртные напитки.

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов обусловили ряд финансовых реформ.

В 1860 г. учрежден Государственный банк, в 1862 г. единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 г. подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли преобразован в Департамент таможенных сборов. Для выравнивания баланса в 1876 г. решено: таможенные пошлины, раньше поступавшие в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. В 1885 г. последовало повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 г. - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. Эти и другие меры сделали торговый баланс страны активным.
По тамож. тарифу 1891 г. не облагались пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень и др. Все остальное подлежало оплате пошлинами: на бумажные ткани пошлина увеличилась в 2 р., на керосин - в 3 р., на рельсы - в 4,5 раза, а на чугун - в 10 раз.

В 1868 году для усиления охраны морской границы в Балтийском море создано Морское крейсерство, а в 1872 году там была основана таможенная флотилия.

Вслед за тарифом 1891 г, издан третий Таможенный устав 1892 г., развивший законодательство о контрабанде. Взыскания за его нарушение стали едиными для европейской и азиатской торговли. Это свидетельствовало о выравнивании условий торговли в европейской России и Сибири. Устав 1892 г. ввел таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в 3 морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах. На сухопутной границе России (западной) в дополнение к пограничной и таможенной создана корчемная стража, состоявшая из вооруженных стражников и объездчиков, которые на расстоянии 20-50 верст от границы устраивали засады, досматривали обозы, транспорт и личное имущество для пресечения контрабанды.

Кстати, глубокий анализ вопросов таможенного и тарифного регулирования был сделан выдающимся русским ученым Д.И.Менделеевым в труде «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в связи с ее общим т/тарифом» (СПб., 1892). Он отмечал, что пошлины менее 30% стоимости товара являются фискальными, а свыше 30% - охранительными (протекционистскими), и делал вывод: лучше тогда, когда человечество начнет жить общей жизнью и будет стремиться ее всеми способами поддерживать и укреплять, тогда и только тогда протекционизм будет ослаблен до фритредерства. Рассматривая специальную сторону протекционизма в таможенном деле, как необходимого условия жизни народов, он отмечал: «голод - есть недостаток не хлеба, а денег, осмотрительности и бережливости. Деньги - суть промышленного, а не земледельческого периода...», «люди голодают только в странах земледельческих» (С.702)

Переход в конце XIX в. от фритредерства к протекционизму сказался на отношениях России с развитыми европейскими странами и с ее соседями.

Чтобы побудить Германию к скорейшему заключению торгового договора, русское правительство издало в 1893 г. закон о двойном таможенном тарифе. Товары стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита русских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто "уважал" русские товары. Итогом длившейся полгода русско-германской таможенной войны стало заключение в 1894 г. десятилетнего торгового договора, по которому Россия обязалась преобразовать ряд мелких пограничных таможен в первоклассные.

К началу XX века таможенная служба была сформировавшейся структурой в ведении Министерства финансов Российской империи. Таможенная политика, осуществляемая посредством тарифного регулирования, определялась общей государственной политикой в сфере торговли и промышленности. Большое внимание ей уделяли выдающиеся российские государственные деятели С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов, П.А.Столыпин.

Руководство таможенным делом осуществлял Департамент таможенных сборов Министерства финансов. При нем было Особое присутствие по применению тарифа к товарам и штат таможенных ревизоров. Департаменту подчинялись ♦ таможенные округа, которые организовывали и контролировали работу находящихся на их территории ♦ таможен и ♦ постов.

Главные складочные таможни - Московская Варшавская, Санкт-Петербургская, Харьковская и другие не входили в ведение таможенных округов и подчинялись непосредственно Департаменту таможенных сборов, т.е. были таможнями центрального подчинения.

В начале XX в. в системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали 2 место после доходов от торговли крепкими спиртными напитками.

Таможенные доходы составляли 14,5% активов царского бюджета, а в абсолютных цифрах - более 200 млн руб. в год.

Четвертый Таможенный устав 1904 г. установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из ♦ Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находились под гласным надзором ♦ управляющего и состояли из ♦ таможенных и канцелярских чиновников, а также из ♦ вольнонаемных досмотрщиков и служителей. (Современный состав таможенных органов - сотрудники, госслужащие и работники).

После депрессии 1900-1909 гг. Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 гг.). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений.

Пятый Таможенный устав 1910 г.законодательно предоставил таможенным органам право розыска контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы, а также предусматривались наградные суммы при задержании контрабанды - до 70% от ее стоимости. Выделялись средства и на агентурную работу. В таможнях составляли алфавиты контрабандистов, с указанием: где, когда и в который раз задержаны "тайнопровозители". На основании этих данных Департамент таможенных сборов публиковал общие списки, которые вместе с фотографиями контрабандистов рассылались в соответствующие структуры с целью выявления контрабанды.

Этим уставом детализировались процессуальные вопросы разбирательства, обжалования и исполнения дел о контрабанде и т.д. Это связано с тем, что в начале века в связи с общим увеличением объема внешней торговли в России увеличивается и незаконный ввоз и вывоз товаров. Для провоза контрабанды все чаще используются фальшивые документы на грузы, переправки больших партии товара в тайниках поездов и пароходов.

Развитие в начале века науки и техники, появление большого числа новых товаров требовало повышения уровня квалификации таможенников. Для этого составлялись толковые иллюстрированные тарифы, где было дано описание товара и рисунки, напр., электротоваров, фототехники, станков и др. В таможнях существовали лаборатории, где производилась квалифицированная экспертиза товаров.

Все это способствовало тому, что сумма таможенных доходов за 6 лет перед I мировой войной возросла более чем вдвое (в 1893-1897 гг. она ежегодно составляла 174 млн. руб., а в 1913 г. - 370 млн руб.). Содержание Департамента таможенных сборов и всей системы т/органов обходилось государству в 8% от общей суммы таможенных доходов. [7]

В мае 1912 г. была утверждена последняя реорганизация т/службы в царской России.

На рубеже веков в России было 237 т/органов, а к 1916 году их количество возросло до 425.

С началом I мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, т.к. на 75% европейской границы России велись военные действия.

В послереволюционной России процесс становления и развития таможенного дела и законодательства в нем носил сложный и противоречивый характер.

Новая власть, пришедшая к управлению страной после Октябрьского революции, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли заблокировала таможенно-тарифное регулирование и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом.

Документом, изменившим сложившуюся веками таможенную деятельность, стало подписанное В.И.Лениным в декабре 1917 г. постановление Совнаркома «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». С этого момента инструментом внешней торговли стали не таможенные пошлины, а разрешительная система государства, определяющая целесообразность ввоза и вывоза определенных товаров. В этот период руководство таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В.Р.Менжинского фактически взял на себя ЦК профсоюза таможенных работников, образованный в сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих.

В апреле 1918 года основные принципы новой организации внешней торговли были сформулированы в Декрете Совнаркома «О национализации внешней торговли». Изменились и упростились основные функции таможенной службы. Основной упор делался на ♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и♦ борьбу с контрабандой. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. В годы военного коммунизма и Гражданской войны роль таможни оказалась столь незначительной, что под сомнение ставилась необходимость ее существования. Рассматривался даже проект превращения здания Московской таможни в народные бани.

Но в начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. Декретом СНК от 29 мая 1918 г. "О разграничении прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений" обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти. Таможенные учреждения управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного (ГТУ) контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП). Последний позднее Декретом СНК от 11 июня 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.

Переход в начале 1920-х гг. к НЭПу способствовал возвращению в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций, что повысило роль таможенной службы, практически "реанимировало" таможенные органы. Это обусловило интенсивное структурное развитие таможенной системы.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров", который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. Декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК). В его компетенцию входили:

♦ составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров;
♦ вопросы применения тарифа;
♦ дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.

9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили 1-й таможенный тариф по европейской привозной торговле, а 13 июня 1922 г. – 1-й советский тариф по вывозной торговле.

Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому Наркомат внешней торговли составлял перечень таможенных округов по согласованию с Наркоматом финансов. Начальники округов подчинялись исключительно НКВТ, а руководимые ГТУ таможенные учреждения подразделялись на таможни 1, 2, 3 разрядов и таможенные посты.

С 1922 по 1928 гг. (особенно в 1924-1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

12 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав (а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ) законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 1920-х гг.

Согласно ст. 1 Устава, таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ. Он осуществлял свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав а) ГТУ, состоящий при НКВТ б) Таможенно-тарифный комитет и через в) иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик.

а) ГТУ разрабатывало планы всех таможенных мероприятий общего характера, инструкции и разъяснения к ним и руководило борьбой с контрабандой на территории СССР.

ГТУ подразделялось на отделы: административно-хозяйственный, тарифный, оперативно-судебный, по борьбе с контрабандой, сметно-расчетный, статистический и инспекторскую часть. Анализ структуры ГТУ показывает, что правоохранительная деятельность составляла незначительную часть деятельности Управления: ею занимался только один отдел по борьбе с контрабандой, а все остальные замыкались на тарифно-пошлинной и фискальной деятельности.

Таможенный устав предусматривал возможность создания отделений ГТУ в союзных республиках. Таможенными учреждениями на местах руководили районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами.

б) ТТК был совещательно-координационным органом. Главные его задачи - не исполнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной политики. ТТК не имел права издавать нормативные акты. Все его решения утверждались в СНК. Однако ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержали ссылки на его решения.

В 1925 г. согласно плана реорганизации т/аппарата на местах было создано 11 районных таможенных инспекторских управлений: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северокавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещенское, Владивостокское. Таможни 1 разряда учреждались при ж/д станциях и в портах с большим грузооборотом; 2 - в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; 3 - на грунтовых дорогах.

Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение их дислокации, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производил НКВТ.

Оформление экспортно-импортных грузов, а также контроль за перемещаемым через границу имуществом осуществляли таможни 1 и 2 разрядов. Таможни 3 разряда имели право на указанные действия лишь в том случае, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений.

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. Одновременно постепенно упрощалась система таможенных органов.

Так, ТК 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных тамож. инспекторских управлений.

На рубеже 1920-30-х гг. в СССР все отчетливее становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов.

Внешнеторговая политика опять стала основываться на принципе государственной монополии. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Поэтому роль ТТК значительно снизилась. Таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 гг. упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы. В связи с этим сократилось число т/служащих.

Напр., аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800-1000 человек, сокращен в 6-8 раз. (Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. № 3-4. С. 11)

Данное положение, сложившееся де-факто во 2-й половине 1930-х гг. просуществовало до 1960-х годов, получив юридическое закрепление в новом ТК от 5 мая 1964 г.

По сравнению с ТК 1928 г. он был меньше по объему (120 статей, сгруппированных в 3 раздела). Управлению таможенным делом посвящался первый раздел Кодекса, содержащий всего 7 статей.

Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1). Среди функций таможенных учреждений выделялись

♦ контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли,
♦ совершение таможенных операций, ♦ борьба с контрабандой.

Ко времени принятия ТК 1964 г. изменения претерпела структура самого ГТУ.

Оно состояло из отделов: оперативно-инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни, т/посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производились Министерством внешней торговли (МВТ). Принятые после 1964 г, нормативные акты по таможенному делу с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 1980-х гг.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 гг.)начинается новый этап развития таможенной системы. Его особенности связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) - самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого времени началась перестройка системы управления таможенным делом, т.к. впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 гг., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, т.к. почти не изменился порядок экспортно-импортных операций - контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли.

Этот период характеризуется организационно-правовым развитием системы таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии нормативных актов, определявших их правовой статус и порядок деятельности (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР)

Происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом:

♦ отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, преобразованы в управления ГУГТК;
♦ увеличилась сеть местных таможенных учреждений.

Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного таможенного контроля.

Во-вторых, и после 1989 г., когда произошел переход к новым формам управления внешней торговлей, из-за недостаточно последовательной реформы внутреннего хозяйства юридически закрепленные функции таможенных органов носили декларативный характер, а новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал.

B-третьих, отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом. ТК 1964 г. перестал соответствовать существующим реалиям. Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового ТК и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством - постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

Во главе таможенной системы стояло ГУГТК при СМ СССР - центральный таможенный орган. Положение о ГУГТК, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок его деятельности. Оно отвечало за

♦ таможенный контроль, ♦ эффективное применение тамож. тарифа, ♦ борьбу с контрабандой и нарушениями тамож. правил.

ГУГТК было обязано:






 
♦ разрабатывать предложения и принимать меры по совершенствованию государст. тамож. контроля; <