Первоначально великие киевские князья собирали дань с подвластной им территории в форме полюдья – периодически объезжая их или посылая туда своих наместников – "посадников" и "старших мужей" из числа дружинников. Византийский император Константин Багрянородный сообщает в своих записках: "…Когда наступит ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми руссами из Киева и отправляются в круговой объезд, и именно в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящим дань руссам. Прокармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев… Объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; если у кого из них есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год…".[4] Такая форма сбора дани возникла еще в VI–VIII веках. Сохранилась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая.
Кроме полюдья существовал повоз – население тех земель, куда князь и его наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев или в специально устроенные места – погосты. Например такие погосты были устроены княгиней Ольгой в древлянской земле. Сбор дани был фиксирован, то есть установлены "уроки", единицей обложения был "дым" (двор, семья) или "плуг" ("рало"). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства или форму феодальной ренты – оброка. Во время полюдья князь или посадники от имени князя вершили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.
5. Сельское хозяйство
Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и неполная собственность крестьянина на эту землю. Между феодалом и крестьянином возникали арендные отношения. Следует отметить, что в Киевской Руси феодальные отношения не были определяющими и еще длительное время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить различными причинами, в том числе и наличием большого количества свободных территорий, куда могли уйти общинники.
Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Община состояла из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было экономически неустойчивы и сильно зависело от природных и социальных факторов. Процесс разорения смердов происходил из-за высоких налогов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы, и так далее. Общинники были вынуждены обращаться за экономической поддержкой к феодалу и заключать с ним особый договор – ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ. На этот период времени свободные смерды становились рядовичами, которых, в свою очередь, можно разделить на закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, зерном) он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился ролейным закупом (ролья – пашня). После выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи или изорники – это более обедневшие, почти разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его орудиями и на условиях найма.
Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ним расправиться по своему усмотрению. Если должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от феодала (крепостными).
Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые относились к самым неимущим слоям общества. Изгоями, в частности, становились выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в храме, и так далее.
Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы или челядь, по своему положению близкие к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были также обельные (полные) холопы, холопы "по ряду", которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали в подчинение феодалу на основе договора – ряда.
На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, "усыновлялись" общиной, поскольку полноценное использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на свободу по духовным завещаниям или завещанные церкви "на помин души" назывались "задушными людьми".
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило двумя путями:
1) князь жаловал своим дружинникам на определенное время территорию для сбора дани – прокорма. Со временем эти земли становились наследными владениями бояр.
2) князь награждал дружинников за службу государственной землей;
3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.
Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину теми же методами, как и князья и при поддержке князей, через постепенное экономическое и юридическое закабаление.
6. Ремесло и города
Города возникали на месте небольших ремесленно – торговых поселений еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На пути "из варяг в греки", то есть из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск, т другие. Позже великие киевские князья стали возводить города – крепости на новых землях в целях защиты из от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами: Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. Города могли возникать и на месте крупных вотчинных усадеб, где находились представители княжеской администрации.
Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже называли ее "страной гардариков". Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи. В результате этого процесса племенное деление территории Руси отходит на второй план, уступая место общегосударственному устройству страны.
Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и родственников простейшими изделиями обихода: тканями, кожей, посудой, обувью, изделиями из металла и другими. Эти изделия не выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства – ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьей, но и для обмена. Они все меньше занимались земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.
Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому признаку: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников, и так далее. Ремесленные посады зачастую примыкали к укрепленным кремлям – детинцам, как, например, мастеровой пасад около Московского Кремля, позже названный Китай – городом.
Своего расцвета ремесленное производство достигло в период XI–XIII веков, когда на Руси насчитывалось несколько десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства, металлические доспехи, воинское оружие) первое место среди ремесел занимали ремесла, связанные с обработкой железа (выплавка железа, кузнечное дело, металлообработка и примыкающее к ним ювелирное дело). Особо ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов, чьи слободы в городах занимали особое и почетное место.
Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и боярское хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из льна и шерсти. С распространением христианство особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы, мозаичных дел мастера. Каменщики и иконописцы объединялись в артели и переходили с места на место в поисках заказов на строительство и роспись. Часто князья сами рекомендовали друг другу в знак дружественных отношений артели известных строителей и иконописцев, что обеспечивало художественный обмен между различными землями. Так, например, в Галицко-Волынском княжестве трудились строители, присланные туда германским императором Фридрихом Барбаросса. С собой они принесли традиции позднероманского художественного стиля. Галицко-Волынское княжество находилось в дружественных отношениях с Владимиро-Суздальским княжеством, и, через артели каменщиков, произошла передача некоторых элементов внешнего убранства фасадов храмов.
Как известно из исторических источников, в XI–XII веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на кириллицу, переписывались во множестве экземплярах и распространялась среди духовной и светской знати. Для перевода и копирования книг сложился штат переводчиков, писцов и миниатюристов, живших прежде всего при епископских кафедрах и крупных монастырях. Есть сведения о том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские сыновья учились в зарубежных университетах.
7. Торговля и денежное обращение
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве Киевской Руси, которое оставалось в своей основе натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, то есть осуществлялся натуральный обмен.
Тем не менее, Киевская Русь уже имела определенные уже сложившиеся внутренние торговые связи между весьма отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы – гости, а места торговли – погосты. Позже, после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались кладбища. В каменных подвалах церквей купцы нередко хранили в целях безопасности свои товары, различные торговые документы и грамоты, и за это церковь имела свой доход. В Новгороде клирики Софийского собора хранили эталоны гирь. Таким образом, церковь отчасти выполняла функции стандартизации и банков по хранению сокровищ.
Купцы – гости традиционно почитались, население и государство высоко ценило их труд. В XI–XII веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра. По договорам с Византией князей Олега Старого и Игоря русским купцам предоставлялись некоторые права экстерриториальности, то есть независимости от местных византийских властей.
В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян существовал достаточно давно, задолго до образования Киевского государства. В древности южные славяне использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги стали называть "скот", а княжеская казна стала называться "скотница". В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег использовался мех ценных зверей, в частности куницы. Отсюда произошло название денежной единицы – куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги. В период татаро-монгольского ига за денежными знаками закрепилось искаженное тюркское название "деньга" от "таньга".
Из-за отсутствия своей добычи и производства металла в Киевской Руси чеканка денег практически не производилась, а во внешней торговле использовались в основном арабские и византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные слитки. Так, с XI века известна денежная единица гривна – слиток серебра весом 1 фунт. Гривну при необходимости рубили пополам, и каждая половина гривны называлась рубль или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делился на две части – две полтины, которые, в свою очередь, делились на четвертаки. В названиях мелких денежных единиц долгое время сохранялись отголоски так называемых "меховых денег": резна, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки, и другие.
Свою монету пытался чеканить князь Владимир Святославович. "Золотая монета князя Владимира была повторением арабского динара м получила название золотника, то есть попросту золотого (сравни польский "злотый"). Русская гривна соответствовала 96 золотникам. Она была одновременно и весовой и монетной единицей (1 гривна = 1 фунту). При чеканке серебряной монеты князь Владимир также шел за арабами, чеканя из гривны 144 серебряника"[5]. Гривна легла в основу древнерусской денежно – весовой системы. "Самой ранней гривной являлась скандинавская марка в 196,47 г. серебра или 1/20 римского фунта золота… Именно в этих гривнах первоначально, в IX–X веках были разверстаны древнейшие пени "Русской Правды".[6] При этом 1 гривна равнялась 51, 16 г. золота.
Следует отметить, что в "Русской Правде" имеется много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте документа встречаются такие понятия, как "одолжение по дружбе", "отдача денег в рост", "процент", "кредит", "барыш" (прибыль). Также этим же документом определялся порядок взыскания долгов, различались несостоятельность должника (банкротство) злостная и в результате несчастного случая, и так далее.
Князья с целью сохранения общественного спокойствия пытались регулировать кредитную (ростовщическую) деятельность. В "Уставе о резах" Великий князь Владимир Мономах приказал понизить долговые проценты до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством.
8. Внешняя торговля
Киевские князья на протяжении IX–X веков проводили активную завоевательную политику, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств раннесредневековой Европы. Объединив под своей властью огромную территорию со славянскими и угро-финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы (к примеру, трехкратная месть княгини Ольги древлянам), стараясь при этом организовать и административно-хозяйственное управление на этих землях.
Став мощным политическим "игроком", Киевская Русь активно развивала внешнюю торговлю. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой, Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами. Кроме известного пути "из варяг в греки", купцы использовали Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Борьбой за дельту Дуная и возможностью поставить под контроль Киевских князей европейскую торговлю с Византией через Болгарию были вызваны завоевательные походы князя Святослава в 70-х годах Х века.
Также русское купечество плавало по Балтийскому, Азовскому, Каспийскому, Черному и Средиземным морям. Приезжали на Русь и иностранные купцы, которые оставили исторически ценные заметки о повседневной жизни славян. Арабы из Каспийского моря поднимались до Булгарии, крайней северной точкой своей торговли, где вступали в торговые отношения с новогородцами. В столице Хазарии – Итиле также торговали русские купца? Приходившие туда по Волге.
Крупнейшими центрами международной торговли были города Киев и Новгород. Особая роль здесь принадлежит Новгороду, который вполне можно назвать первым "окном в Европу" для всей Киевской Руси. Собственно на внешней торговле была построена вся экономическая жизнь Новгорода. Город находится в зоне рискованного земледелия и поэтому главным видом деятельности была внешняя торговля по Балтийскому морю. Зерно, которое не способно произрастать в Новгородских землях, исторически ввозилось из Владимирского ополья через Новый Торг (современный город Торжок Тверской области). Подобная зависимость Новгорода от привозного хлеба станет одним из ключевых факторов сперва тверских, а потом и московских князей в борьбе с Новгородской вольницей. В случае необходимости перекрывались торговые пути по подвозке хлеба и Новгород был вынужден принимать навязываемые ему условия.
Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и другие. Следует отметить, что металлы в России в этот период времени практически не добывались (добыча болотных руд была крайне мала) и все металлы ввозились из Европы. Импорт составлял металлы, товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, пряности, драгоценности, вина, драгоценные камни.
Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией, хотя с ними у Киевской Руси не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на становление политического и военного строя, а Византия – на развитие хозяйства, торговли, культуры, религии.
9. Значение христианства
По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения восточных славян вокруг Киева. Тем более, что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.
Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством: княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло окончательное признание христианства государственной религией – Крещение Руси. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в течении ста лет, в то врем как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до двух с половиной столетий.
Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это означало кардинальное изменение и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия категорически исключает многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев, устранялись межплеменные различия.
Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья могли теперь участвовать в династических европейских браках, которые сопровождались заключением политических и экономических договоров. Кроме того, христианство оказало большое влияние на развитие культуры Руси.
После принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников – феодалов, происходил и в церковных вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, принимала вотчины и живущих в них смердов по завещаниям, и так далее.
Вокруг монастырей могли возникать города и ярмарки, способствовавшие развитию ремесла и торгового обмена товарами, производимых в разных местностях.
6. Причины феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность – это объективный процесс, которого не избежала практически ни одно европейское государство. Через формирование небольших независимых государств, объединенных пониманием кровного родства (как в России), или вассальной зависимости (как во Франции) лежал путь к мощному централизованному государству, в котором глава возвышался на недоступной высоте над всем обществом. Феодальная раздробленность – это прогрессивное явление для определенной эпохи, так как в этот период созревали феодальные отношения, углублялось общественное разделение труда, развивалось земледелие, города, ремесла. Именно в этот период стало просыпаться национальное самосознание народов, началось оформление единой национальной идеи.
Одной из причин феодальной раздробленности послужил раздел древнерусского государства между наследниками Великого Киевского князя Ярослова Мудрого, скончавшегося в 1054 году, и последовавшая затем междоусобная борьба князей за Киевское великое княжение. Но вряд ли этот факт являлся главной причиной. Ведь первый раздел Киевских земель начался задолго до 1054 года, еще при Владимире Святославовиче Красное Солнышко, чьи сыновья уже в начале XI века затеяли бесконечные распри. Междоусобицы в Киевском государстве как и во всяком раннефеодальном государственном образовании были обычным делом, но они не приводили к полному распаду государства.
Стремясь преодолеть междоусобицы князь Владимир Мономах в 1097 году собирает всех князей на княжеский съезд в Любиче, который постановляет: "Кийждо да держит вотчину свою". Этим постановлением съезд запретил князьям переходить на княжение из княжества в княжество, но не устранил причин наступающей феодальной раздробленности. Теперь князья оказались прикреплены к своим княжествам и стали вести войны за присоединение новых земель к своим княжествам.
Среди других причин можно назвать и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку в ней было очень мало подлинно экономических связей между отдельными княжествами.
Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включенных в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы являлись самодостаточными, самообеспечивающимися, практически исключающими внешние факторы развития. Но все это не объясняет в полной мере нарастания процессов государственной раздробленности. Экономика России имела натуральный характер и позже, в период образования единого централизованного государства в XIV–XV веках, однако натуральное хозяйство не мешало объединению русских земель вокруг Москвы.
Одной из наиболее важных причин феодальной раздробленности на Руси можно назвать рост боярских вотчин. К XII веку вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам подчас самостоятельно, без поддержки княжеской власти продолжать наступление на общинные земли. Происходило закабаление свободных смердов – общинников, увеличение размера оброков и повинностей, которые выполнялись в пользу феодала зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы – виры. Крупные землевладельцы все чаще заявляли о своей независимости от великих князей в Киеве, требовали подтверждения феодального иммунитета, провозглашенного "Русской Правдой", то есть невмешательства великого князя в дела вотчины. Но киевские князья не соглашались подтвердить их статус и продолжали вмешиваться в судебные, налоговые и другие проблемы боярской вотчины.
Великие киевские князья по прежнему заставляли бояр являться в Киев со своими дружинниками и участвовать в многочисленных военных походах, что не всегда совпадало с интересами бояр, которые нередко отказывались от службы великому князю. Все это приводило к конфликтам, стремлению бояр быстрее получить политическую и экономическую самостоятельность. Бояре все чаще соглашались поддерживать местного князя, поскольку у него они надеялись получить помощь и защиту, например, в непростых отношениях со смердами, горожанами, иностранными завоевателями.
Рост и укрепление городов в XI–XII веках также ускорил процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимой местной власти от Киева.
Следовательно, среди внутренних причин упадка Киевской Руси можно назвать отсутствие подлинно единого государства – централизованного или федеративного. И хотя Православная церковь имела большую объединительную силу, а русский язык уже стал единым для всех славянских племен, в политическом отношении Киевская Русь была непрочным государственным образованием.
Не следует забывать и такую важную причину раздробленности Киевской Руси, как утрата важного значения пути "из варяг в греки". Уже в XI–XII веках в период Крестовых походов основные торгово-транспортные пути переместились на Средиземное море. Главную роль в качестве торгового посредника между Европой и Азией стали играть Венеция и Генуя. Постепенно Киев потерял статус крупного международного центра торговли, сюда все меньше поступало доходов от внешней торговли, на которых во многом держалось экономическое благосостояние городского населения. У Киева оставалась все меньше средств для поддержания крепкой централизованной власти, для содержания административного аппарата и единого войска.
В результате действия центробежных сил Древнерусское государство в середине XII века распалось на 14 княжеств, в каждом из которых боярство стремилось стать полновластным хозяином. В свою очередь эти 14 княжеств в силу тех же причин продолжали дробиться на более мелкие и к началу XIII века их насчитывается около 50, а к концу XIII века около 350 княжеств. Отдельно от них находился Новгород, где была установлена республиканская форма правления. Из всех княжеств выделилось три наиболее сильных княжества. Которые стали своеобразными центрами притяжений для многочисленных мелких княжеств: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгород. Все эти три княжества вполне могли бы стать ядром для возникновения единого централизованного русского государства.
Выводы
Изучение экономического развития Древней Руси связано с пониманием общего генезиса феодализма в IX–XII веках. Установление княжеской власти над вервью – это еще не феодализм. Он появляется тогда, когда властвование соединяется с землевладением.
Кроме того, в это время происходит формирование государства и закладываются основные источники поступления средств в государственный бюджет.
В начале настоящей работы были поставлены три вопроса, на которые мы попытались найти ответ. Кратко суммирует те выводы, к которым нам удалось прийти:
1. Какая экономическая база лежала в основе образования Древнерусского государства?
В основе образования Древнерусского государства лежало, с одной стороны, эволюционное развитие верви – общины от кровнородственной к соседской. А с другой стороны – имущественное расслоение самой общины и выделение знати. Земли, принадлежащие верви условно можно разделить на две категории: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. В процессе разложения племени на рода, а родов на семьи за каждой семьей или родом закреплялись сельскохозяйственные земли. Несельскохозяйственные земли оставались в пользовании всего племени и на них первоначально простерлась княжеская власть и его представителей – бояр. Стремясь увеличить свои доходы князья и бояре начали заселение пустующих земель рабами и зависимыми рядовичами и холопами на правах аренды. По мере укрепления государства в процесс окняжения и обояривания земель начали втягиваться и сельскохозяйственные земли черных смердов. Причем это втягивание происходило через установление долговой зависимости (земля выступала в качестве залога по кредиту) и через аренду при переселении семьи на новый земельный участок.