Политико-правовые идеи реформации

Реформация – появляется в обиходе раньше, чем возрождение, в 14-15х веках. Он уже использовался у идеологов течения, выражавшихся за реорганизацию католической церкви, земных порядков, полит устройства гос-в. Главный очаг – Германия, где проходила крестьянская война. Религиозная по форме, буржуазное по содержанию учение, направленное против феодализма и католицизма.

Реформаторы провозглашали свободу от церкви, отвергали установленные ею законы, подвергался критике основной догмат католицизма о спасающей роли церкви. Мартин Лютер: по какому праву папа полагает на законы. Ни папа, ни епископы не имеют права установить хотя бы единую букву над христианином, если не будет на то его согласия. Догмат о спасающей роли церкви был заменён спасением личной верой в Христа. Речь шла об освобождении верующего от христианских законов, обрядов.

Термин «протестантизм» - публично доказывающий. 1517 год Мартин Лютер (1483- 1546 год) он публично выступает со своими 95 тезисами, которые последовательно отвергали основные догматы католицизма. «Время молчания прошло» - он в этой работе публично критикует институт римских пап: антихристово правление папы разрушится и подлость, обман, тирания были вскрыты и приданы поношению, они были обнародованы и опознаны. Он отвергает так же монастыри, учение патристов (отцов церкви), а так же учения, зарождённые в лоне католич церкви. «всё будет обнародовано и опознано и падёт папский порядок». Он считает, что каждый христианин имеет духовное звание и единственное различие между христианами – это род проф деятельности. Он утверждает принцип «всеосвещенства» -каждый христианин сам себе священник, он может напрямую общаться с Богом, читать Библию, толковать её. После реформация была переведена и стала доступна населению Европы. Толковать писание можно основываясь на своей совести, морали, каждый сам может совершать крещение. Христианские общины у протестантов были перестроены по демократическому принципу, во главе их были выборные лица, а не духовные лица. Идея всеосвященства: принцип равенства людей и принцип свободы совести как неотъемлемый дар человека.

Тезис о 2х царствах (Мартин Лютер) - царство земное и божье. Акцент в протестантизме делается на жизнь в земном царстве, которую он должен прожить достойно, поскольку земное царство – это продукт божьего промысла. «Мир состоит не полностью из настоящих христиан, если бы мир состоял только из праведников, то ни князей, ни права ни пр. не было бы». Противоречивость человеческой природы, несовершенства мира – причины, вызвавшие к жизни светское гос-во. Земное царство – это средство обеспечения и достижения христианской жизни. Люди, управляющие земным царством – это было искусственно создано и утверждено людьми. Порядки в земном царстве имеют земную природу. Гос-во земное не должно вмешиваться в духовную жизнь человека. Он осуждает правителей, пытающихся управлять душами людей, он против навязывания веры, на пути к веротерпимости, именно эта свобода совести -это способ германизации об-ва, он критикует светские власти, присваивающие себе функцию церкви. Общественная иерархия, пронизывающая земные царства имеет и положительные черты: начальство устанавливает порядок, направленный на благо об-ва, поэтому послушание властям – обязательно, что перевешивает критику земного гос-ва. Это соответствовало идеологии бюргерства. Лютер был противником мятежа, чему приводил следующие аргументы:

1. Мятежи запрещены христианским Богом, гражданам возмущение нельзя высказывать ни в мыслях, ни в действиях

2. Мятеж не разумен, так как вся тяжесть мятежа падает на невиновных скорее, чем на виноваты.

Разновидность христианства – лютеранство (около 10%). Его основной догмат – источник веры – Священное писание, спасение личной верой, из 7ми христианских таинств признаются только крещение и причащение, все богослужения проводятся на родном языке.

1490-1525 год Томас Мюнцер – 12 статей и статейное письмо. Он считал, что народ является источником и носителем власти, он выступал за создание единого гос-ва на тер-ри германских земель, которое должно было называться христианский союз братства. В нём должен быть установлен справедливый порядок. Путь – революции и насилия. В гос-ве должно существовать поголовное имущественное равенство, никакой частной собственности. Зачатки незрелого уравнительного коммунизма.

Жан Кальвин – 1509 – 1564 годы – одно из осн работ – «наставление в христианской вере». Разновидность протестантизма – кальвинизм (ещё – лютеранство и англиканство). Гугиноты – во Франции кальвинисты. В Англии и Шотландии – пуритане. В Австрии, Польше, Голландии.

По его мнению, судьбы людей определены. Люди бессильны изменить что-либо, по тому, как складывается их жизнь могут они что-то понять. Мирской аскетизм – залог богоизрбанности. Жизнь нужно посвятить труду. Преуспевание в профессии – признак богоизбранности. Служение цели осуществления царства божьего на земле (трудового царства). Человек должен надеяться только на себя. Нужно быть максимально бережливым. В период распространения кальвинизма произошло переустройство церковных общин, во главе которых стали избираемые из богатых христиан, функции проповеднические так же составляли люди из мирян. Они составляли консисторию. Всякую власть Кальвин объявлял божественной. Право сопротивления – только у гос органов, церкви и представительных учреждений, народ может оказать сопротивление когда лишь использованы все легальные способы борьбы.

Протестантизм в его лице продемонстрировал нетерпимость к представителям иных религий. Жизнь Женевы в течении 23 лет была подчинена жесточайшему порядку во всех сферах жизни. Унификация одежды, быта. Культ труда, культ ответственности за своё будущее, культ предприимчивости – 3 основных культа. Истоки буржуазного индивидуализма.

Следствие зарождения протестантизма – тридцатилетняя религиозная война в Европе.

Отвергая всякую личную свободу, протестантизм положил, с другой стороны, начало становлению индивидуализма и становлению либеральных режимов.

Учение Жана Бадена.

1530-1596 годы. Он был идеологом абсолютистской монархии. По образованию – был юристом. Он так же был мэром Анжера, 2жды переизбирался. Его учение систематизирует учение, основанное на признании абсолютистской теории гос-ва, в то время абсолютизм был актуальной фп.

Учение совпадает с событиями Варфоломеевской ночи. Ж.Б.

«Шесть книг о гос-ве». Везде использует термин «республика». Первоначально об-во возникает на основе семейных отношений, вырастающих из родовых отношений. Но позже важным становится не сохранение семейных связей, а стремление к спокойной жизни и утверждается в качестве добровольного соглашения. Иногда гос-во возникает путём насилия, однако, независимо от того, родовое об-во постепенно разрастается в об-во политическое. Гос-во, возникающее из об-ва, возникает путём либо договора, либо насилия. Различия об-ва и гос-ва через народ: народ – это структурированная общность семей, связанных единством языка, религии, культуры и обычаев. У народа, в отличии от гос-ва нет закона, в гос-ве законами, властными структурами есть определённые вертикали власти. Горизонталь – в народе, вертикаль – властные отношения в гос-ве. Семье уделяет большое внимание, семья – это первоклетка гос-ва. Семья – это справедливое управление несколькими лицами под властью одного или нескольких глав семейств и теми вещами, которые находятся в собственности последних. Семья – это источник и начало каждого гос-ва. Семья - это истинное подобие гос-ва. Гос-во – это правовой способ управления многими семьями и тем, что им принадлежит сообща.

Правовой способ управления – публичный характер власти, управление на основе закона, наличие суверенной власти. Цель создания гос-ва:

1. Поддержание и обеспечение внутреннего мира

2. Осуществление соц гармонии

3. Осуществление справедливости

4. Защита от внешних врагов

И в семье и в гос-ве отношения управления и подчинения реализуются, есть правящие и управляемые. Власть реализуется только с помощью управления.

Власть главы семьи:

1. Родительская

2. Супружеская

3. Господская

Деградация семьи ведёт к упадку гос-ва. Относительно рабства он считает, что оно противоречит человеческой природе, поскольку оно развращает человека. Рабство должно быть преодолено путём постепенных реформ, освободившиеся рабы должны быть чем-то заняты. Частная собственность укрепляет семью, а что полезно семье, полезно и гос-ву. Гражданин, хоть и подчинён гос-ву, у него есть свобода совести и духа. Тем он и отличается от раба. Суверенитет – это постоянная и абсолютная власть гос-ва.

Раньше считалось, что власть суверенного правителя – власть неограниченная, он мог вторгнуться в любые сферы жизни. Ж.Б. фактически превратил суверенитет из набора полномочий собственника над населением, ресурсами в саму сущность гос-ва. Лон разграничил сферу применения абсолютной власти. Суверенитет – это верховная. Вечная, абсолютная власть над гражданами и подданными в гос-ве. Суверенитет появляется через правителя, связывающая его с гражданами. Власть- государь – граждане. Государь – как носитель суверенной власти. Власть исходит от народа, он передаёт её правителю, который реализует её в ограниченных пределах. Правитель – посредник и выразитель воли гос-ва. Суверенная власть может принадлежать постоянно, не может быть ограничена никаким лицом или органом. Власть не должна быть орудием в чьих-либо руках. Любой правитель является представителем гос-ва. Даже закон гос-ва не должны тяготеть над суверенной властью правителя. «правитель свободен от власти закона, поскольку закон – выражение через суверена воли гос-ва, поэтому сам правитель, олицетворяет собой гос-во, как творец, стоит выше него». Ж.Б. ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ РАЗГРАНИЧИЛ СФЕРУ ПОЛИТ ИНТЕРЕСОВ И ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ. Правитель в ч-п отношениях подчинён гос-ву.. Вмешательство гос-ва всегда ограничено сферой публичных интересов, в сугубо частной сфере оно не полномочно. Издание законов, заключение мира, объявление войны, назначение официальных лиц, судей, право помилования, чеканка монет, установка единой системы мер, весов, взимание гос налогов и пр. – это сфера публично-властных отношений, то есть сфера власти гос-ва. Распространяется на всё об-во в целом, поэтому является публичной, в отличии от власти отца или магистрата.

Институты, на которые суверен не имеет права посягать:

1. Частная соб-ть

2. Семья

3. Мир, правопорядок, справедливость в человеческом общении

4. В распределении благ и наказаний.

Понятие о гос-ве как о таком типе общения, который имеет одну полит власть, не подчинено никакой другой власти (церкви, отдельных лиц).

Пределы абсолютизма чётко были очерчены Ж.Б. Суверенная власть – осуществляет в интересах всего об-ва задачи.

Для Ж.Б. прежде всего важно не формальное деление фп на правильные\неправильные, для него важно состояние, набор признаков, присущих той или иной фп. Ж.Б. считает, что демократия, аристократия, монархия подразделяются по пропорциональному признаку – кол-во лиц у власти. Демократия – все или большинство граждан обладают верховной властью над всеми.

Причины гос переворотов:

1. Неравномерное распределение богатства

2. Резкая поляризация между имущими и неимущественными.

Правительство должно принимать опр меры для предотвращения гос переворотов. Он предлагает ввести запрет ростовщичества, ввести фиксированные рамки передачи наследства, не допустив тем самым дальнейшего расслоения об-ва, концентрации сверх богатства. Так же религиозная нетерпимость имеет своё значение. В связи с этим он выступает за отделение церкви от гос-ва. Поступая так, государь не только избегает народных волнений, но и открывает путь к спасению заблудших подданных.

Правитель должен обладать даром полит предвидения, вовремя нейтрализовать негативные процессы с целью сохранения и укрепления гос-ва.

Предпочтение отдаёт наследственной монархии. Иные форм правления – это лишь этапы на пути к ней. Достоинства демократии – стремление к равенству, свободе. Справедливости очень скоро перетекают в свою противоположность. Демократические начала подрывают саму основу понятия власти: кто-то должен управлять, а кто-то подчиняться. Демократия злоупотребляет арифметической власти, стремясь осуществить власть на основах начала, что противно природе власти. Такое невозможно, поскольку одни глупы, другие умны, одни созданы для подданства, другие – для управления. Народ – это толпа, зверь многоголовый, лишённый рассудка. Доверить ему решение полит дел – это всё равно, что спрашивать совета у безумного. Толпа не любит всё то, что возвышается над её уровнем, она всегда испытывает неприязнь к уму, знатности, богатству. В результате демократия устанавливается правление черни и её ставленников – демагогов. Начинается гражданская война. Демократия противоречит

При аристократии власть принадлежит достойному большинству. Коллегиальный способ правления часто вызывает раздоры в аристократическом семействе. Неумение разговаривать с народом, понимать его рождают постоянный тсрах революции и дейсвтия аристократов носят неуверенный хар-р.

Монархическая фп отвечает важным кач-м единства, неделимости, суверенитета власти. Она хорошо проявляет себя в крийзисные периодны. Он идеализирует законную, королевскую монархию. Давая ей определение он пишет: это такое гос-во, в котором подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, повинуются законам монарха. А монарх – законам божественным и естественным. 3 вида справедливости: арифметической, геометрической и гармонической (сотрудничество всех сословий) правды. Эта теория была порождена эпохой создания единого гос-ва во Франции.

«Либеральная монархия» - подданные превращаются в граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: