double arrow

Характерные черты земледельческих культур


Темы рефератов по курсу: История культуры России

Древнерусская культура IX – первой половины XIII в.

1. Культура России второй половины XIII – XV вв.

2. Культура России в конце XV – XVI вв.

3. Русская культура в XVII в.

4. Культурные преобразования первой половины XVIII в.

5. Русская национальная культура второй половины XVIII в.

6. Культура России в первой половине XIX в.

7. Культура России в пореформенное время (вторая половина XIX в.).

8. Российская культура Серебряного века (конец XIX – начала XX в.).

9. Культура советской России в 1917 – 1920-е гг.

10. Культура СССР в конце 20-х – 30-е гг. XX в.

11. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны.

12. Культурная жизнь СССР в 1945-1953 гг.

13. Культура СССР в 1953-1964 гг.

14. Культура Советского Союза во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.

15. Культура СССР в годы перестройки (1964-1985 гг.).

16. Культурная жизнь России в 90-е XX в.– начале XXI в.

1. Если кочевые народы были сосредоточены на овладении миром животных, то земледельческие – на овладении миром растительным. Поливное земледелие потребовало объединения физических сил огромного количества людей. Это могло быть достигнуто 1)обращением в рабство и 2)новыми формами жёсткой социальной организации. Таким образом, возникли два механизма – государственно-политический и культовый.




2. В этой связи возник и новый тип правовой формы – писаные законы, которые имели не религиозный характер, а светский.

3. Потребность в таких юридически-этических акциях связана с тем, что новым центром всей жизни становился крупный город, который явился "концентратом" различных видов деятельности: государственно-чиновничьей, религиозной, ремесленной, торговой, научной, учебной.

4. Город явился носителем нового отношения земледельцев к природе: 1)изменился характер мифологии и 2)появились формы внемифологического отношения к действительности. Центральное место в сознании занял уже не зверь, а обожествлённое Солнце (Сурья - в индоиранской мифологии; Уту - в шумерской, Шаман - в аккадской, Ра и Атон - в египетской). Солнце играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и конкретную, утилитарно-практическую, хозяйственную роль силы, которая обеспечивает урожай, т.е. жизнь. В связи с культом Солнца в дальнейшем будет формироваться обширная солярно-метеорологическая мифология, развиваться циклические концепции.

5. В связи с тем, что в земледельческих культурах иная психологическая модель отношения к природе, они менее воинственны и агрессивны. Участие в войне – не душевная потребность, а общественная обязанность. Этим объясняется и то, что если в культуре кочевников сохраняется обряд жертвоприношения, то в земледельческих культурах одной из нравственных заповедей станет "Не убий!"



6. Меняется слой реалистического сознания. Изменения протекают на трёх уровнях: теоретически-научном, эмоционально-эстетическом, художественно-образном. Развитие практики потребовало углубления практического, обыденного знания. Отсюда – формирование науки как принципиально отличного от мифологии способа познания. Наука в разных регионах складывается в разных "пропорциях": в Индии преобладают гуманитарные знания (грамматика), в Китае – естественные науки (астрономия, медицина), в Вавилоне и Египте – математика, медицина, география, практическая химия, в культуре древних майя – сложнейшая система счёта и понятие нуля.

7. Изменение способа мышления повлекло за собой изобретение нового способа хранения и передачи информации – письменность, которую следует считать одним из атрибутов той ступени в истории культуры, которая называется "цивилизация".

8. Следствие появления письменности – развитие школ (культура Шумера).

9. Эстетическое восприятие начинает отделяться от утилитарно-мифологического отношения к вещам, появляется понятие "красота", которое связывается с понятиями "радость", "удовольствие" и трактуется в аспекте бескорыстия.

10. Самосознанием земледельческой культуры становится искусство.







Сейчас читают про: