double arrow

Правда Ярославичей

Новгородские восстания в 60-х – 70-х гг. XI в.

Социально-экономический строй Киевской Руси

Середина IX в. – утверждение феодальных отношений.

Главное богатство и основное средство производства – земля.

Крестьяне не собственники, а держатели земли.

Крестьяне имели собственность (в отличии от холопов).

Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью внеэкономического принуждения Þ

Личная зависимость крестьянина от феодала (от оброчно-денежного обяхательства до крепостной неволи).

Земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая.

Отработка = барщина.

Натуральная или денежная = оброк.

Генезис (складывание) феодальных отношений – длительный процесс.


2 основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.

Распространенная форма организации производства – феодальная вотчина.

Характер: Наследственное владение.

Владелец: борин или князь.

Иные владельцы: свободные крестьяне, не подчиняющиеся феодалу, платящие дань только великому князю.

Устройство: центр – боярский или княжеский двор. Там – хоромы вотчинника, дома приближенных, конюшни, скотный двор. Управляющий княжеской вотчиной – огнищанин (от «огнище» - дом). Княжеский подъездной – сбор налогов. Богатство вотчины – земля; нарушение княжеской межы – огромный штраф. На вотчинной земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.

Все свободное население Руси – «люди». Поэтому сбор дани – «полюдье».

Основная масса сельского населения, зависимая от князя – «смерды».

Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.

Смерды в вотчинах – в худшей крепостной зависимости.

Один из путей закрепощения – закупчничество.

Разорившиеся/обедневшие крестьяне брали у феодала долг – “купу”. Отсюда и название – “ закупы ”. Работает на кредитора до возвращения долга.

Челядь, холопы – несвободная категория населения, близкая к рабам.

Экономическая жизнь КР слабо отражена в источниках.

Отличие от ЗЕ: огромная роль государственного сектора в экномике страны – наличие огромного числа свободных крестьянских вотчин,находившихся в феодальной зависимости только от великокняжеской власти

«Русская правда»

Составитель - Ярослав Мудрый.

«Русская правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство.

Многие разделы приняты после смерти ЯМ.

Ярослав – первые 17 статей = «Древнейшая Правда» = «Правда Ярослава»

- ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников

- разбирала споры между свободными людьми (особ. в среде дружины)

- новгородские мужи имеют такие же права, как и киевские

Массовые народные выступления 1068–1072 гг.

Причины: усиление роли крупного землевладения в экономике и дальнейшее развитие феодальных отношений.

Наиболее мощное – восстание 1068 г. в Киеве.

Повод: поражение сыновей Ярослава (Ярославичей – Изяслав, Святослав, Всеволод) в битве с половцами на р. Альте

Ход: после вече народ потребовал выдать оружие и вновь пойти на половцев. Ярославичи отказались, т.к. опасались того, что народ пойдет против них. Народ стал громить дворы богатых бояр. Изяслав бежит в Польшу.

Итог: Изяслав смог вернуться на царство только с помощью польских феодалов в 1069 г.

Массовые выступления в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Восстания конца 60-х – начала 70-х гг. XI в. потребовали корректировки законов.

«Русская правда» дополнена новыми статьями, «Правдой Ярославичей».

Смысл дополнения – защить имущество феодала и его вотчину.

Нарушение границ княжеской межи – штраф.

Таблица штрафов за убийства

старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной ð 80 гривен
свободный человек ð 40 гривен (½ дружинника)
сельские и ратайные старосты, ремесленники ð 12 гривен (3/20 дружинника)
смерд или раб ð 5 гривен (1/16 дружинника)

Таблица отражает заботу государства о жизни и имуществе феодалов.

“Правда Ярославичей” отменила кровную месть.

Переход к феодальной раздробленности (вторая половина XI-начало XII вв.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: