Первая религиозная реформа
Развитие экономики, рост, укрепление гос-ва è
нужно изменение идеологии!
Владимир попытался создать единый пантеон богов (980 г.).
Собрал у княжеского двора статуи Перуна, Даждьбога, Хороса, Симарагла, Стрибога, Мокоши и устроил общее жертвоприношение.
Попытка объединить божества, которым подчинялись в разных частях страны.
Культ Перуна как главного бога насаждался жестокими мерами.
НО попытка введения единой языческой религии потерпела крах, т.к. многие продолжали верить в старых богов, отвергая насилие власти.
Принятие христианства. 988 г.
988 г. – вторая религиозная реформа. Новая государственная религия – христианство. «Выбор веры» - плод фантазии позднейших книжников, однако даже ПВЛ упоминала о самом факте сомнений (Почему В1 выбрал православие? Иудаизм – в Хазарии – «нет своей земли у иудеев», мусульманство (ислам) – Волжская Булгария – «мяс свиных не ести», православие – Византия – самое могущ. гос-во: о западном варианте христианства, католичестве известно, но влияние Византии было сильнее влияния Рима, а антагонизма между этими двумя «ветвями» не было) Андрей Первозванный («ПВЛ»): поднялся до Среднего Днепра à установил на киевских холмах крест (будет «матерью городов русских» à Новгород (русские бани!!!) à Балтика à Европа à Рим 988 г., Корсунь (Херсонес) – ВI крестится сам, затем крестит бояр, потом – весь народ Распространение христианства встречало сопротивление населения. На окраинах оно установилось много похже, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства = U укрепляло государственную власть и территориальную целостность U Русь становилась равной другим христианским странам U развитие культуры (влияние Византии, а через нее – античной культуры) Владимир Красное Солнышко канонизирован, «равноапостольный». Церковь – особая феодально-религиозная организация. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри – крупнейшие феодальные собственники. Налог «десятина» (на все население) (1/10 часть дохода) Впоследствии размер налога изменялся. Киево-Печерский монастырь – первая половина XI века. В домонгольское время – 70 монастырей. Церковный суд: ~ антирелигиозные преступления ~ нарушения нравственных и семейных норм Ярослав Мудрый (1019-1054) Наместники великого князя киевского – сыновья- посадники. Территории правления посадников – волости. Границы волостей изменялись в ходе присоединений и междоусобиц. Двенадцать сыновей ВI управляют крупшейшими волостями на Руси. После V ВI – Святополк Окаянный (1015-1019). В междоусобице убиты любимцы ВI – Борис Ростовский и Глеб Муромский (причислены к лику святых). Ярослав, княживший в Новгороде, выступает против Святополка и изгоняет «Святошку Окаянного» за границу России в Польшу. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. - удалось обезопасить русь от набегов печенегов - укрепил позиции в Прибалтике (походы на чудь (1030); г.Юрьев (Тарту) на берегу Чудского озера) - Киев – соперник Константинополя, один из наиболее развитых городов в Европе. Софийский собор, Златые ворота (1037) - развитие культуры, образования и просвещения; переписка и перевод книг на русский язык, обучение грамоте - 1051 г. – впервые назначен русский митрополит – Илларион 1035 г. – смерть Мстислава Тмутараканского, Ярослав – единовластный правитель Руси. Князь назывался «царем», как в Византии. Источник: надгробие. Русь достигла широкого международного признания. - Ярослав женат на шведской принцессе - Дочери замужем за французским, венгерским, норвежским королями - Сестра вышла замуж за польского короля - Внучка вышла замуж за германского императора - Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище сына Всеволода Владимира) «Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли» (Митрополит Илларион)