Государственная дума была учреждена Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанным Николаем II 17 октября 1905 г. Это первое в России парламентское учреждение рассматривало законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем.
Депутатами всех Дум (1906-1917) четырех созывов от Казанской губернии были избраны около 40 человек. Среди них 7 татар, в том числе лидеры «Союза мусульман» Саидгирей Алкин, выпускник Сорбонны Садри Максуди, чистопольский предприниматель Тариф Бадамшин, педагог Гайса Еникеев. В 1907 г. в Думе была создана мусульманская трудовая группа. Она издавала в Петербурге свою газету «Дума» на татарском и азербайджанском языках (всего вышло 6 номеров). Идейными руководителями этой группы были татарские эсеры Ф. Туктаров и Г. Исхаки.
Важное место в работе Думы всех четырех созывов занимала деятельность мусульманской фракции. Эта фракция состояла из депутатов от мусульманских народов Поволжья, Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и Крыма. Общими для ее членов были идеи национального и религиозного равноправия, развития языка, образования и культуры мусульманских народов. Программой фракции являлась программа партии «Союз мусульман».
Общее число мусульманских депутатов Думы за 1906-1917 гг. составило более 70 человек, около половины их них были татары и башкиры. В I Думу было избрано 24 депутата от мусульман России, из них – 12 татар; во II Думу – 34 депутата, 15 татар; в III Думу – 10 депутатов, семеро татар; в IV Думу – 7 депутатов, четверо татар. Таким образом, число мусульманских депутатов неуклонно сокращалось. Дело в том, что царское правительство путем внесения поправок в законы создавало затруднения для избирателей-мусульман. Так, в выборах в III Думу не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии, а по итогам выборов в IV Думу от Казанской губернии не прошел ни один депутат-татарин.
К Думе существовало разное отношение в обществе, в том числе в татарском. Так, по рукам в III Думе ходил сатирический «Плач русского мужика», в котором некий депутат назывался не иначе, как «продувное рыло» и «брехун». В стихотворении Г. Тукая «Государственная дума» рефреном каждого четверостишия служили слова: «Ах ты, Дума, Дума, Дума, мало дела, много шума». Другой татарский поэт М. Укмаси писал о депутатах, что «они набьют мошну свою». Замечания были резкие и не всегда справедливые.
Думская трибуна впервые за многие столетия дала возможность открыто высказаться представителям различных общественных, национальных групп по наболевшим вопросам жизни страны, ее регионов. Активно подавали свой голос и мусульманские депутаты. Так, секретарь мусульманской трудовой группы, редактор газеты «Дума» Калимулла Хасанов, показывая с трибуны кусок хлеба, которым питались его сельчане, более похожий на глину, перемешанную с соломой, уличал власти в мздоимстве и разворовывании крестьянских земель. Недовольные его выступлением депутаты-черносотенцы и монархисты начали освистывать Хасанова и выкрикивать, что ему надо уехать в Турцию, как и другим татарам. Тогда депутат произнес слова, сделавшие его знаменитым: «Мы родились на этой земле, здесь мы живем и будем жить вместе с русским народом!». Этот инцидент стал темой знаменитого стихотворения Г. Тукая «Мы не уйдем!» Среди депутатов-мусульман, к чьим выступлениям по школьному, аграрному вопросам прислушивалась общественность, были К. Тевкелев, Г. Сыртланов, Г. Еникеев, А. Топчибашев, М. Танышпаев, Ф. Хойский, С. Максуди и другие общественно-политические деятели.
Многие мусульманские депутаты Думы впоследствии сыграли важную роль в сложных событиях, происходивших в стране после свержения самодержавия. Кто-то из них оказался на стороне «белых», кто-то – на стороне «красных».
Думы четырех созывов, очевидно, могли при нормальном течении их работы, спасти страну от революционных потрясений и контрнаступлений реакционных сил, дать обществу возможность встать на путь развития, сходный с другими странами Европы. Однако история сложилась по-другому. Первые две Думы были распущены царем, не желавшим поступиться своей самодержавной властью, как чересчур «революционные». III Дума, депутаты которой оказались более послушными, проработала свой срок. IV Дума вновь была распущена Николаем II в начале 1917 г.