double arrow

ГРАВЮРА


Гравюра - печатное воспроизведение рисунка, выполненного различными способами гравирования на поверхности (деревянной, металлической и др.). Гравюрами также называют и оттиски. Гравюра, так же как и рисунок, относится к графике. Смысл искусства гравирования заключается в том, что художник не просто рисует, а вырезает рисунок на гравировальной доске, а затем делает оттиски.

Ценность гравюры в том, что с одной доски можно сделать десятки подлинных оттисков и на каждом художник может поставить подпись, ведь все они сделаны с доски, которую он делал своей рукой. Все они равноценные произведения искусства.

Эстампом называется художественное произведение, оттиснутое с печатной формы, изготовленной художником. Печатную форму художник создает на литографском камне, деревянной доске, линолеуме или металлической пластине. Каждый оттиск с формы считается подлинным произведением. На дереве, линолеуме, металле печатная форма создается путем гравирования иглой и специальными резцами.

По способу выполнения различают: выпуклую (высокую) гравюру и углубленную (глубокую). В высокой гравюре все линии рисунка остаются выпуклыми, углубляется фон; в глубокой гравюре рисунок углубляется, а фон остаётся нетронутым, выпуклым.




В зависимости от техники воспроизведения, гравюрные работы могут быть различных видов. Это ксилография, линогравюра, резцовая гравюра, офорт, литография, монотипия.

Ксилография – гравирование на дереве (от греческого «xylon» – дерево, и «grapho» – пишу, рисую). Для работы используются твердые сорта – бук, пальма, самшит.

Во второй половине XIX века ксилография использовалась для репродуцирования картин и рисунков великих художников. Наряду с черно-белой ксилографией существует и цветная. В этом случае для каждого цвета режется отдельная доска. Печать делается с нескольких досок.

Кроме дерева существуют и другие материалы для гравирования. Например, линолеум – один из самых распространенных. Он дешевле и работать на нем легче, так как он более однороден и мягче. Так же, как и ксилографию, линогравюру относят к высокой печати.

Резцовая гравюра режется на металлической доске – медной или алюминиевой. Эта техника глубокой печати. Рисунок углублен. Краска заполняет вырезанные части рисунка. Она остается только в бороздках (углублениях), все остальное вытирается. Оттиск делается на специальном станке с тяжелым прессом. Оттиск с металлической доски печатают на увлажненную бумагу, т.к. она хорошо впитывает краску.

Еще в старину мастера искали более простой способ гравирования по металлу. Им хотелось, чтобы рисунок в отпечатке был похож на движение карандаша по бумаге. И нашли такой способ спустя век после появления резцовой гравюры – это офорт.



Технология работы заключается в том, что подогретую медную или цинковую дощечку покрывают грунтом. Это лак из воска, смолы и асфальта. Затем доска слегка коптится. И, на этом слое грунта художник рисует тонкой иглой. Рисовать по мягкому лаку легко, как легко и исправлять. После доску с процарапанным рисунком опускают в ванночку с азотной кислотой или слабым раствором хлористого железа. Происходит процесс травления. Поверхность, покрытая лаком, не поддается воздействию кислоты. А обнаженный в рисунке металл разъедается до желаемой глубины. Далее кислота смывается водой, снимается лак и, на гладкой поверхности металла ясно виден протравленный рисунок. А затем также как и с резцовой гравюры делается отпечаток.

Самым молодым видом гравюры является литография. Ему всего лишь 200 лет. Лито – камень (с греческого). На плотный известняк наносят рисунок жирным литографским карандашом. Затем поверхность камня слегка протравливают кислотой. Суть в том, что кислота не действует на жирный рисунок. За то действует на те места, где его нет. После травления рисунок смывают, и тогда открывается не тронутая кислотой поверхность камня. Именно на нее хорошо ложится типографская краска. И совсем не пристает, где нет рисунка. Оттиск печатают на особом прессе-станке.

Литография – техника плоской печати. Достоинство – большая тиражность. В этом ее большая популярность.



Необычный способ печатной графики – монотипия. «Моно» – один, т.е. один оттиск. Жидкой масляной краской пишут на стекле или металлической доске и делают отпечаток. Эта техника требует большого опыта. Результат может быть самым неожиданным.

Гравюры часто включают в книжную графику, ими оформляют и иллюстрируют книги. Книжные иллюстрации – тоже один из видов графического искусства.







Сейчас читают про: