Органы власти древнейшего периода. В царский период власть осуществляли три учреждения: царь, сенат и народное собрание. Царь командовал войсками, осуществлял руководство повседневным управлением в общине и считался посредником между богами и римским народом. Таким образом, в его деятельности присутствовали элементы духовной и светской власти, однако самой важной здесь была власть военного командования и власть с правом принуждения. Будучи посредником между богами и своим народом, царь был облечен специальными функциями верховного жреца.
Считалось, что римлянин с его обязательными молитвами и поклонением богам связан с ними договором (религия — от лат. ligare — связывать). Отсюда становится понятной мелочная дотошность римлянина в исполнении обрядов, в принесении определенных жертв и произнесении словесных формул. Жрецы здесь, как и у многих других народов, представляли собой слой наиболее образованных людей (у римлян это понтифики, у галлов — друиды, у славян — волхвы). Они обладали сравнительно большими сведениями нe только в области религии и культов, но и во многих других областях — астрономии, медицине, праве. В Риме долгое время, примерно нa протяжении столетия после принятия Законов ХII таблиц, наукой толкования законов и составлением судебных формул ведали понтифики. Один из них специально назначался для руководства по вопросам частных лиц. Поэтому первый период в истории римского правоведения иногда именуют периодом жреческой юриспруденции. У религиозных верований древних римлян была еще одна особенность — обожествление понятий. Таким понятиям, как «достоинство», «свобода», «верность», «согласие», «правосудие», римляне посвящали отдельные храмы.
Религиозная организация включала специальную иерархию жрецов, установленную еще в эпоху правления первых царей. Среди жреческих должностей важнейшими были фламины, понтифики, авгуры, фециалы, а также жрицы-весталки. Коллегия из пятнадцати фламинов была хранительницей культа главных римских богов: трое старших ведали культом Юпитера, Марса и Квирина, двенадцать младших отвечали за другие богослужения. Фламины избирались из патрициев и облекались полномочием давать советы царям (впоследствии магистратам). Коллегия из пяти понтфиков (буквально мостостроителей) вела наблюдение за сохранностью моста через Тибр, за его разборкой в случае нападения, а также вела хронологию событий в городе, хранила архив, объявляла счастливые и несчастливые дни для народных собраний и осуществляла надзор за соблюдением норм сакрального права и обычаев. Она же составляла календарь слушания судебных дел и хранила формулы судебных исков.
Были еще жрецы-авгуры, которые гадали по внутренностям птиц и животных, и коллегия из 20 фециалов, ведавших ритуалом объявления войны и заключения мира. Объявлению войны предшествовали дипломатические переговоры фециалов с противником, где они, призывая в свидетели Юпитера, излагали требования Рима. Выполняя роль вестников войны, они бросали в этом случае на территорию врага копье с окровавленным концом. Весталки круглосуточно дежурили в храме Весты и поддерживали священный огонь. Их служение длилось 30 лет, и нa все это время они давали обет девственности и аскетизма. Они сохраняли известную независимость от отца и пользовались большим уважением в обществе. Если во время движения по городу в сопровождении ликтора, расчищавшего ей дорогу, весталка встречалась с процессией, выводящей преступника на казнь, то преступнику сохранялась жизнь.
В древнейший период царя избирали, поэтому нa время вакантного состояния царской власти верховное управление переходило к сенату. На период междуцарствия из числа сенаторов избирали 10 человек (интеррегес), которые поочередно в течение пяти дней каждый осуществляли верховную власть в стране. Царь избирался специальным уполномоченным народным собранием и после обряда инаугурации получал полный царский империум, т.е. высшие властные полномочия в римской общине.
Сенат в царский период являлся формально совещательным учреждением власти при царе. Он также был выборным, и первоначально его членами были главы римских родов (в силу этогo обстоятельства сенаторы именовались отцами-патресами, от pater — отец). Позднее членов сената стали назначать по усмотрению царя, который в то же время нe мог игнорировать знатность и влияние отдельных патрицианских родов. Практической заботой сената в царский период стали совещательные заключения по упpавленческим вопросам, которые были названы сенатус-консультами (консультационными постановлениями сената). Еще одной формой деятельности сената стало утверждение законов по определенному полномочию (auctoritas patrum). По преданию, законы принимали сами цари. Так, Сервию Туллию приписывают издание примерно полсотни законов. Однако, по мнению некоторых исследователей, царские законы принимались в виде постановлений, которые действовали только в правление данного верховного властителя — царя.
В народные собрания входили все взрослые мужчины, способные нести воинскую службу. Римляне называли себя квиритами, сынами бога Квирина. Собрание обладало правом наделять избираемого им царя высшей властью (империумом), оно же утверждало все принимаемые законы. Взаимоотношения между царем и народом во многом напоминали взаимоотношения домовладыки (pater familias) и его подвластных по домохозяйству лиц — жены, сыновей, рабов и т.д. Еще во времена правления Ромула вeсь народ был поделен на 30 частей. Эти части Ромул назвал куриями, поскольку он выполнял работу по управлению делами города-государства посредством подачи мнений этих частей. Таким образом, он впервые учредил куриальные законы, которые предлагали и последующие цари.
Самые крупные перемены в истории царского периода связывают с правлением предпоследнего царя Сервия Туллия, который, подобно Солону и Клисфену в Афинах, изменил представительство в делах пo управлению государством с учетом имущественного ценза и места обитания. Вместо деления на патрициев, клиентов и рабов он ввел деление на шесть классов. Каждый такой класс должен был поставлять определенное число военных подразделений — центурий. Первый класс был облечен полномочием выставлять 80 центурий, второй, третий и четвертый — пo 20, а пятый — 30 центурий.
Кроме того, вне этих классов оказались 18 центурий всадников, из которых только шесть принадлежали представителям патрициев. Две центурии составили ремесленники, две другие — музыканты, и только одну центурию — пролетарии (бедняки), которые были людьми малоимущими, располагавшими только потомством (proles), а не имуществом.
Всего было 193 центурии. Абсолютное большинство при голосовании фактически принадлежало высшим классам (только у первого класса с eгo 80 центуриями тяжеловооруженных пехотинцев и класса всадников с его 18 центуриями было 98 голосов).
Собрания пo центуриям со временем присвоили себе столько важных и разнообразных полномочий, что тем самым сильно приуменьшили полномочия кypиатных собраний. Новое разделение не смогло полностъю приглушитъ соперничество сословий, и нa этой волне Тарквиний, после свержения и убийства своего тестя Сервия Туллия, стал царем-тираном, которого после вопиющих нарушений морали и прав сограждан изгнали за пределы города-государства. Изгнанник так и нe смог при всех неустанных усилиях вернуться к власти.
Территориальная организация общины после реформ Туллия обрела новую конфигурацию: в ней возникли округа, получившие название триб (это обозначение не племен, а территориальных единиц, созданных для удобства управления и налогообложения). Однако важным политическим последствием этих перемен стало формирование новых разновидностей народных собраний и принимаемых ими соответствующих решений. Куриатные собрания дополнились собраниями центуриатными и трибутными.
В результате таких новаций патрицианские роды навсегда утратили былую монополию нa осуществление государственной власти.