Характерные черты утопий

Утопия и утопизм.

«Утопия» - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.

социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Общество, которое они изображают застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретенный им мир во временном протяжении.

Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.

В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.

Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.

Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.

Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.

В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Утопизм – система взглядов и действий, построенная на необоснованных и нереальных идеях и завышенных идеалах и целях. Утопизм – это идеализм, в смысле грез о счастье, о наилучшем, это мечты, не имеющие оснований для своего воплощения. Это уход от реальной действительности.

Системы построения идеальных обществ предлагало немало политических теоретиков. Самым влиятельным из них считается К. Маркс - основатель «научного коммунизма». Он пропагандировал уничтожение капитализма и создание общества, где распределение было осуществляться по принципу «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям». В своих разработках К. Маркс опирался на наследство т. н. социалистив-утопистив Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. А. СенСимона. Утопическая литература проповедовала общий аскетизм и уравнительность, которая отрицала личность человека. Источник социально неравенства усматривалось в частной собственности, ее уничтожение должно было привести к исчезновению неравенства. Экономические стимулы деятельности и инициативы подавлялись и заменялись на внеэкономические - «сознательное стремление всех граждан к творческому труду в пользу общества». К этому добавлялся принуждение. Обобществления собственности требует, чтобы государство взяло на себя распределение во всех отраслях, соответственно и ее вмешательство во все без исключения сферы жизни граждан. Такое всеобъемлющее управление формирует новый тип личности - менее предприимчивой и инициативной, более послушной, со средними способностями и потребностями. ее существование, лишенное осложнений, связанных со свободой выбора и личной ответственностью, одновременно лишено и самой свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: