Класс история России ХХ век
Политика Александра III.
· 1881-1894
· Александра не готовили на престол. Он получил обычное для великих князей военное образование. Особыми успехами в учебе не отличался. Педагоги считали его старательным тугодумом.
· «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит», - сказал он однажды, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике, и действительно отправляясь на рыбалку.
· Император Александр III выбрал курс на укрепление самодержавия, который проявился в следующих мерах:
· обнародован Манифест о незыблемости самодержавия,
· восстановлена цензура, начинаются гонения на демократическую печать,
· ограничена автономия университетов,
· введение института земских начальников для контроля органов крестьянского самоуправления,
· отказ от принципа всесословности в деятельности земств и городских дум,
· ограничение полномочий земств, усиление контроля над ними со стороны губернатора,
· ограничение принципов гласности в судопроизводстве, несменяемости судей.
· Некоторые историки и общественные деятели (например, Б.Н. Кавелин) называют политику императора реакционной. Другие считают, что политика Александра III была консервативной, она опиралась на исторические традиции.
· Экономическая политика базировалась на финансовой поддержке развития крупной промышленности и укреплении финансов:
· 1892 - на должность министра финансов был назначен Сергей Юльевич Витте,
· он восстановил давно забытую винную монополию, доходы от винной монополии стали составлять все более значительную часть государственного бюджета (критики правительства не без оснований говорили о «пьяном бюджете»),
· в 1893 году в России начался небывалый промышленный подъем (охватил прежде всего те отрасли, которые получали правительственную поддержку - черную металлургию и машиностроение),
· были подписаны указы, направленные на сохранение и укрепление крестьянской общины,
· приняты законы, заложившие основы рабочего законодательства (запрет труда детей, не достигших 12 лет, запрет ночного труда женщин).
Основные направления внешней политики Александра III.
· Александр III получил прозвище Миротворец, так как Россия в его царствование не вела войн.
· Образование военно-политических блоков:
· образование Тройственного союза (1882).
· Когда начался мировой сельскохозяйственный кризис, германское правительство обложило высокими таможенными пошлинами зерно, ввозившееся из России. В свою очередь Россия повысила пошлины на товары из Германии. Между двумя странами разгорелась таможенная война.
· образование франко-русского союза (1993).
· Заключение договора между Россией и Францией помогло восстановить равновесие в Европе, нарушенное усилением Германии и распадом «Союза трех императоров».
Хочешь иметь отметку «отлично» - проверь себя:
Урок 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
И ЕЕ МЕСТО В МИРЕ
1. | Российская армия была по численности самой большой в мире, так как (выберите правильный ответ): а) Россия стремилась к новым территориальным захватам; б) России постоянно угрожали соседние народы; в) в силу уязвимого геостратегического положения страны. | |
2. | В Российской империи в начале XX в. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла: а) 28%; б) 51%; в) 9%. | |
3. | Какой процент российского населения в начале XX в. проживал в городах? а) 40%; б) 25%; в) 18%. | |
4. | В каких из перечисленных ниже городов число жителей в начале XX в. превысило 1 млн человек (возможно несколько вариантов ответа)? а) Петербург; б) Москва; в) Киев; г) Одесса. |
Урок 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
В НАЧАЛЕ XX в.
1. Заполните таблицу «Монополистические объединения России начала XX в.»:
Название монополистического объединения | Форма объединения | Роль в экономике страны |
2. Напишите термины, соответствующие следующим определениям:
Роспись (смета) денежных доходов и расходов государства на определенный период —
Доходы, получаемые владельцем акции, часть прибыли акционерного общества —
Долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики —
Деньги одной страны, которые могут быть беспрепятственно обменены на денежные знаки других стран, —
3. Вычеркните лишний термин и объясните, почему он лишний в данном логическом ряду:
картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.
Урок 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: НОВЫЕ ВЕЯНИЯ
И СТАРЫЕ ПОДХОДЫ
1. | Орган исполнительной власти Российской империи в начале XX в. назывался: а) Совет Министров; б) Сенат; в) Комитет министров. |
2. | Политическое требование, которое выдвигала в начале XX в. земская общественность, сводилось к: а) введению народных представителей в органы государственной власти; б) немедленному принятию в стране конституции; в) сохранению самодержавной власти. |
3. | Основным пунктом программы реформ, предложенной П. Д. Святополк-Мирским, было: а) разрушение крестьянской общины; б) введение 8-часового рабочего дня; в) введение в Государственный совет выборных представителей от земств и городов. |
Урок 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
1. | Характерными особенностями положения российского пролетариата в начале XX в. были (возможны несколько вариантов ответа): а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях; б) низкая продолжительность рабочего дня; в) продуманная система социальных льгот и гарантий; г) отсутствие элементарных гражданских прав; д) «драконовская» система штрафов. |
2. | Укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России: а) крестьяне; б) эмигранты из стран Востока; в) интеллигенция. |
3. | Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие: а) отсутствие рабочего законодательства; б) высокая концентрация рабочей силы; в) слабая техническая оснащенность предприятий; г) массовое недовольство рабочих. |
4. | Продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX в. составляла: а) 8 часов; б) 10 часов; в) 11,5 часа. |
5. | Отвечая отказом на требования рабочих снизить продолжительность рабочего дня, правительство ссылалось на: а) наличие большого числа выходных дней в году, прежде всего религиозных праздников; б) низкую производительность труда; в) сложную международную обстановку. |
6. | Главными арендаторами земли в начале XX в. выступали: а) крестьяне; б) представители буржуазии; в) помещики. |
7. | Большинство помещичьих хозяйств к началу XX в. так и не перешло на буржуазные рельсы, потому что: а) это требовало больших капиталов, а их у помещиков не было; б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки; в) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян. |
Урок 5. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
1. Причины войны.
2. Характер войны.
3. Основные события войны.
Дата | Событие | Итог и значение |
4. Итоги Русско-японской войны.
1. | Приведите в соответствие имена и факты: а) С. Ю. Витте; б) Николай II; в) С. О. Макаров; г) А. М. Стессель; д) А. Н. Куропаткин; е) З. П. Рожественский. а) Гаагская международная конференция; б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение; д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа. |
2. | Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник: а) В. В. Верещагин; б) И. К. Айвазовский; в) А. И. Куинджи. |
3. | Расставьте события в хронологической последовательности: а) сражение под Ляояном; б) падение Порт-Артура; в) сражение у реки Шахэ; г) Цусимская битва; д) сражение под Мукденом. |
4. | Портсмутский мирный договор предусматривал: а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн золотых рублей; б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин; в) передачу Японии Южного Сахалина; г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова. |
Урок 6. ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Заполни таблицы:
«Развитие революции в 1905 г.»:
Дата | Событие | Социальные силы, принимавшие участие в революции | Итоги и значение революции |
«Итоги первой российской революции»:
Политические завоевания революции | Экономические завоевания революции |
Урок 7. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
«Основные программные установки российских партий»:
Название партии | Основные программные установки | Форма правления | Национальный вопрос | Аграрный вопрос | Рабочий вопрос | |||
РСДРП | ||||||||
СР | ||||||||
Конституционно- демократическая партия | ||||||||
Союз 17 октября | ||||||||
Монархисты | ||||||||
1. | В 1903 г. на II съезде РСДРП сторонники Ленина получили название «большевики», потому что: а) их было большинство на съезде; б) они получили большинство при выборах в центральные органы партии; в) они имели большинство в низовых партийных организациях. | |||||||
2. | Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП? а) 1906 г.; б) 1907 г.; в) 1910 г. | |||||||
3. | Кто выдвинул проект «муниципализации» земли? а) Большевики; б) меньшевики; в) кадеты. | |||||||
4. | Что из перечисленного входило в программу «муниципализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)? а) Национализация всей земли в стране; б) конфискация помещичьей земли; в) сохранение мелкой крестьянской собственности на землю; г) передача земли в распоряжение крестьянских общин; д) передача земли в распоряжение местных органов власти. | |||||||
5. | Что из перечисленного входило в эсеровскую программу «социализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)? а) Изъятие земли из товарного оборота; б) распределение земли по потребительской или трудовой норме; в) передача земли в собственность государства; г) передача земли в распоряжение крестьянских общин; д) конфискация помещичьей земли. | |||||||
6. | Какая политическая партия не включила в свою программу требования 8-часового рабочего дня? а) Союз 17 октября; б) Конституционно-демократическая партия; в) Партия социалистов-революционеров. | |||||||
7. | Какая партия требовала в своей программе федеративного устройства государства? а) РСДРП; б) ПСР; в) Конституционно-демократическая партия. | |||||||
8. | Какие идеи и требования входили в программу Конституционно-демократической партии? а) Ликвидация самодержавия; б) ограничение самодержавия парламентским демократическим органом; в) право наций на самоопределение; г) сохранение единой и неделимой России с предоставлением автономии Польше и Финляндии; д) введение демократических прав и свобод. | |||||||
9. | Какие идеи и требования входили в программу Союза русского народа? а) Установление конституционной монархии; б) сохранение и укрепление самодержавной власти; в) Россия для русских; г) созыв Государственной думы; д) введение всеобщего избирательного права. | |||||||
10. | Кто из перечисленных ниже государственных деятелей России начала XX в. стал жертвой эсеровского террора (возможны несколько вариантов ответа)? а) Генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович; б) министр внутренних дел В. К. Плеве; в) генерал-губернатор Петербурга Д. Ф. Трепов; г) депутат Государственной думы М. Я. Герценштейн. | |||||||
11. | 6 августа 1905 г. было опубликовано Положение об учреждении законосовещательной Думы, разработанное в Министерстве внутренних дел. Кто из министров руководил разработкой данного законопроекта? а) А. Г. Булыгин; б) П. А. Столыпин; в) П. Н. Дурново. | |||||||
12. | Когда был принят закон о выборах в I Государственную думу? а) 17 октября 1905 г.; б) 11 декабря 1905 г.; в) 20 февраля 1906 г. | |||||||
13. | Какие категории населения были лишены избирательных прав (возможны несколько вариантов ответа)? а) Женщины; б) молодежь до 25 лет; в) рабочие крупных промышленных предприятий; г) военнослужащие; д) чиновники. | |||||||
14. | Какие принципы были положены в основу российской избирательной системы? а) Прямое участие в выборах всего населения; б) равное участие в выборах всего населения; в) куриальная система выборов; г) многостепенная система выборов. | |||||||
15. | Что предусматривала статья 87 Свода Основных Государственных Законов Российской империи? а) Право императора издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы; б) право императора на роспуск Думы по своему усмотрению; в) право императора изменять избирательный закон. | |||||||
16. | 20 февраля 1906 г. был опубликован указ Николая II о преобразовании Государственного совета. Какие изменения произошли в деятельности Государственного совета? а) Стал верхней законодательной палатой; б) осуществлял контроль за деятельностью Государственной думы; в) осуществлял контроль за исполнением решений Государственной думы. | |||||||
17. | Как менялся принцип комплектования членов Государственного совета по указу от 20 февраля 1906 г.? а) Члены Государственного совета избирались всем населением страны; б) члены Государственного совета избирались только представителями дворянского сословия; в) половина членов Государственного совета избиралась элитарными организациями, половина назначалась императором. | |||||||
Урок 8. РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА: «ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Государственные думы России (1906—1917 гг.)
Дума | Время работы | Председатель |
I Дума | 27 апреля — 8 июля 1906 г. | Кадет С. А. Муромцев |
II Дума | 20 февраля — 2 июня 1907 г. | Кадет Ф. А. Головин |
III Дума | 1 ноября 1907 г. — 9 июня 1912 г. | Октябристы Н. А. Хомяков (ноябрь 1907 — март 1910), А. И. Гучков (март 1910 — март 1911), М. В. Родзянко (март 1911 — июнь 1912) |
IV Дума | 15 ноября 1912 г. — 1917 г. | Октябрист М. В. Родзянко |
«Думская деятельность»
Дума | Время работы | Какие политические силы преобладали | Какие главные вопросы решала |
Урок 9. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
«Основные события Первой мировой войны на Восточном фронте»:
Дата | Событие | Итог и значение |
Тестирование к теме: Россия в первой мировой войне:
1. | Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»? а) Польские земли, входившие в состав России; б) Балканы; в) Германскую империю. |
2. | Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны? а) Николай II; б) великий князь Николай Николаевич; в) А. А. Брусилов. |
3. | Кто был Главнокомандующим Юго-Западным фронтом в 1916 г.: а) А. А. Брусилов; б) Я. Г. Жилинский; в) А. В. Самсонов. |
4. | Какой процент призывников явился на российские мобилизационные пункты в первые дни Мировой войны? а) 96%; б) 58%; в) 25%. |
5. | Какие факторы оказали решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 г.? а) Суровые погодные условия; б) нехватка снарядов; в) наличие немецких шпионов при царском дворе. |
6. | Какие из перечисленных ниже операций были успешными для русских войск в Первой мировой войне? а) Галицийская операция (август — сентябрь 1914 г.); б) Горлицкий прорыв (апрель — июнь 1915 г.); в) Эрзерумская операция (декабрь 1915 г. — февраль 1916 г.). |
Урок 10. НА ПУТИ К 1917 г.
1. | Какое событие 1915 г. председатель IV Государственной думы М. В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования? а) Создание Прогрессивного блока; б) арест военного министра В. А. Сухомлинова; в) принятие Николаем II обязанностей Верховного Главнокомандующего. |
2. | Прогрессивный блок — это: а) организация прогрессивно мыслящей творческой интеллигенции; б) научно-техническое общество; в) межпартийная коалиция депутатов Думы и Государственного совета. |
3. | Какое политическое требование выдвинул Прогрессивный блок? а) Немедленное окончание войны; б) замена самодержавной монархии демократической республикой; в) создание правительства, ответственного перед Думой, из предложенных Думой кандидатов. |
4. | Кто из политических деятелей принимал участие в убийстве Распутина? а) П. Н. Милюков; б) В. М. Пуришкевич; в) В. В. Шульгин. |
5. | Кто из высших российских чиновников был в 1915 г. отдан под суд за неподготовленность русской армии к войне? а) Военный министр В. А. Сухомлинов; б) управляющий Министерством путей сообщения А. Ф. Трепов; в) министр императорского двора В. Б. Фредерикс. |
Урок 11. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров. 2. Достижения науки.
3. Русская философия в поисках общественного идеала.
4. Литература: новые поэтические течения.
5. Особенности русской живописной школы начала XX в.
6. Скульптура.
7. Архитектура.
8. Музыка, балет, театр, кинематограф.
Урок 12. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В 1900—1916 гг.
· Определите основные противоречия в экономической, политической и социальной сферах, присущие Российской империи начала XX в. · Какие проблемы были в центре политической борьбы русского общества? Сопоставьте взгляды представителей различных политических течений на проблему реформирования политической системы Российской империи. · Как вы понимаете выражение, введенное в обиход режиссером С. Говорухиным, «Россия, которую мы потеряли»? Опишите, какую Россию и почему мы потеряли. |
· Укажите даты следующих событий: Проведение денежной реформы — Подписание Портсмутского мира — Созыв I Государственной думы — Принятие указа, разрешающего крестьянам выходить из общины и получить надел в личную собственность — Вступление России в первую мировую войну — Образование Партии социалистов-революционеров — Начало Русско-японской войны — Публикация Манифеста с обещанием ввести в России основные демократические права и свободы — Роспуск II Государственной думы — Брусиловский прорыв — · Укажите события, соответствующие каждой из приведенных ниже дат: 9 января 1905 г. — 11 декабря 1905 г. — 27 апреля 1906 г. — 3 июня 1907 г. — 1 сентября 1911 г. — |
Укажите фамилии политических деятелей: Министр внутренних дел в 1902—1904 гг. — Теоретик «полицейского социализма» — Лидер Конституционно-демократической партии — Председатель II Государственной думы — Главнокомандующий русской армией в 1914 г. — Первый председатель Совета министров — Лидер партии Союз 17 октября — Председатель I Государственной думы — Руководитель боевой организации ПСР — Главнокомандующий русской армией в 1916 г. — Министр внутренних дел, по имени которого получила название законосовещательная Дума, — Руководитель русской делегации на мирных переговорах России и Японии в Портсмуте — Лидер правых в I, III, IV Думах, один из участников убийства Распутина — Председатель III и IV Государственных дум — Главнокомандующий русской армией в период войны с Японией — |
Ну что? Выполнил все задания? Поздравляю, Ты отличник! Теперь продолжим знакомство с нашей историей дальше.
У тебя не все получилось? Не переживай, может стоит вернуться и разобраться в том, что ты не понял?
У тебя ничего не получилось? Открывай учебник и ищи ответы на вопросы! Обязательно проговаривай их вслух! У тебя обязательно все выйдет!