Постиндустриальная цивилизация

Индустриальная цивилизация

1.Открытия XIX века.
2.Формирование американской нации.
3.США в войне Севера и Юга: от Джона Брауна до Авраама Линкольна.
4.Становление демократии в США.
5.Превращение США в ведущую промышленную державу мира.
6.Образование независимых государств Латинской Америки.
7.Традиции и новации Викторианской Англии.
8.Английский колониализм и концепция цивилизаторской миссии Великобритании.
9.Европа 1850-го года: итоги европейских революций.
10.Чартистское движение в Англии.
11.Первые города-миллионеры.
12.Идейно-политические течения: позитивизм, политический либерализм, утопический социализм, марксизм (по выбору).
13.Страны старого и нового капитализма.
14.Политические партии Англии, Франции, США (по выбору).
15.Вторая научно-техническая революция.
16.Человек индустриального общества бог и раб машин.
17.Интеллигенция как социальная и интеллектуально-нравственная часть общества.
18.Олигархи XIX века.
19.Гении XIX века.
20.Промышленные революции и развитие процесса модернизации.
21.Франко-прусская война и Парижская Коммуна.
22.Человек и духовная культура в индустриальном обществе.
23.Опиумные войны.
24.Милитаризация Европы в XIX веке.
30.Отто Бисмарк железный канцлер Германии.
31.Державы Антанты и Тройственного союза на пути к мировой войне.
32.Балканы пороховой погреб Европы.
33.XX век в поисках мирового согласия: путь от Лиги наций к ООН.
34.Антицивилизация фашизма.
35.XX век: типология диктатур.
37.Вторая мировая война: трагедия и подвиг.
38.Великие битвы Второй Мировой войны.
39.Политическая карта мира в 1950 г.
40.Экономические кризисы XX века.
41.Холодная война и биполярное устройство мира в контексте мирового цивилизационного процесса.
42.Прорыв в космос в контексте цивилизационного развития человечества.
43.Искусство XX в. от реализма к ирреальности.
44.Изобретение братьев Люмьер и культура XX века.
45.Элитная и массовая культура в конце XIX первой половине XX в.
46.Образ живописи XX в.: Черный квадрат Малевича или Герника Пикассо?
47.Конец XX в. всеобщий кризис культуры или ее новое качество?
48.Цивилизационные процессы XX в. и динамика общественной морали.
49.Роль и место религии в духовной жизни человека XX в.
50.XX в.: традиционные религии и новые верования.
51.1900 г.- 2000 г.: революция в частной жизни человека.
52.Мода как зеркало ментальности XX века.

1.Третья научно-техническая революция: этапы и перспективы.
2.Постиндустриальный технологический способ производства.
3.Развитие информационных технологий и цивилизационные процессы.
4.Человеческий фактор в научно-техническом развитии постиндустриальной цивилизации.
5.Всеобщая декларация прав человека в системе построения новой мировой ментальности.
6.Механизмы смены цивилизаций в зеркале истории XX века.
7.Смена политической карты мира: год 1990-й год 2000-й.
8.Общество потребления: социально-экономические и культурологические характеристики.
9.Новое индустриальное общество.
10.Государственная власть в эпоху постиндустриального развития.
11.Элиты в системе социальных отношений в XX веке.
12.Роль армии в обществе и истории XX века.
13.Интеграция и Европейский союз.
14.Центры цивилизационного развития XX века.
15.Глобализм и антиглобализм.
16.Глобальные проблемы современности.
17.Японское чудо в контексте цивилизационных процессов XX в.
18.Динамика мирового сообщества в конце XX начале XXI в.
19.Взлеты и трагедии науки XX века.
20.Гении XX века.
21.Образование как одна из движущих сил цивилизационного развития в XXI веке.
22.Феномен массовой культуры конца XX в.
23.Шоу как форма мировосприятия в массовой культуре.
24.XX в.: от Homo Sapiens к Homo Computeris?
25.Апокалиптическое и оптимистическое в мировосприятии человека на рубеже тысячелетий.
26.Феномен виртуальной реальности (социокультурный аспект).
27.Предвидения о перспективах развития мировой цивилизации.
28.Динамика социальной структуры общества постиндустриальной эпохи.
29.Размывание идеологий и формирование новой идеологии человека постиндустриального общества.
30.Семья в постиндустриальном обществе реликт или новое качество.
31.Социально-нравственный контекст развития современной генетики.
32.Появление суперчеловека как следствие цивилизационного развития: фантазия или перспектива?
33.Муки кризиса постиндустриальной культуры и возможность нового Возрождения.
34.Феномен маргинальных культур.
35.Контркультуры и субкультуры в постиндустриальную эпоху.
36.Содержание современного цивилизационного кризиса.
37.Современная наука о сценариях цивилизационного развития человечества.
38.Теория ноосферы В. Вернадского в контексте современных интеллектуальных поисков смысла цивилизационного развития.
39.Особенности демографических процессов в эпоху постиндустриальной цивилизации.
40.Сексуальная революция как социальный и культурный феномен второй половины XX века.
41.Экологическое благополучие человечества в контексте современных цивилизационных процессов.
42.Женщина в социальной и личной жизни на рубеже тысячелетий.

1 ТЕСТЫ

(замена 1 контрольной работы)

1. Годовой цикл обрядов у славян-язычников начинался:

1) масленицей;

2) святками;

3) днем Ивана Купалы;

4) праздником урожая.

2.Накануне принятия христианства язычники Киевской Руси своим главным богом считали

1) Даждьбога;

2) Перуна;

3) Стрибога;

4) Рода.

3.Терминами «капища» и «требища» в Древней Руси называли:

1) места сбора дани;

2) общинные сходы;

3) языческие храмы;

4) общинные пастбища.

4. Христианство проникло на Русь:

1) в конце Х в. при Владимире I;

2) в середине IХ в.;

3) во второй половине IХ в.;

4) в конце VIII в.

5.Древнерусская братчина означала:

1) организацию праздника за счет князя;

2) общинный пир;

3) коллективное возведение домов погорельцам;

4) вспашку земельных наделов вдовам и бездетным старикам.

6. Князь Владимир Святославич был причислен к лику святых за:

1) крещение Руси;

2) приобщение к «Обучению книжному» городской молодёжи;

3) обеспечение безопасности южных границ Руси;

4) заботу о бедных.

7.Разделение христианской церкви на православную и католическую произошло в... году:

1) 988;

2) 1014;

3) 1034;

4) 1054.

8.Киевские митрополиты после крещения Руси назначались Константинопольским патриархом и были греками. Первым митрополитом из русских стал:

1) Феодосий из Курска;

2) Антоний из Любеча;

3) писатель и философ Илларион;

4) летописец Нестор.

9. Кирилл и Мефодий в истории отечественной культуры известны как:

1) первые русские паломники, отправившиеся по святым местам в Палестину;

2) первые иконописцы, прибывшие для росписи киевских храмов из Греции;

3) основатели первой школы для мальчиков в Киеве;

4) создатели славянской азбуки.

10. В 1037 г. по повелению Ярослава Мудрого была создана первая на Руси:

1) библиотека;

2) школа для мальчиков;

3) школа для девочек;

4) иконописная мастерская.

11. Повелел городской молодежи «Обучаться учению книжному» киевский князь:

1) Владимир Святославич;

2) Ярослав Мудрый;

3) Владимир Мономах;

4) Всеволод Большое Гнездо.

12. В Х в. детей «лучших людей» (знати) отдавали «на учение книжное». Учителей оплачивал (ли):

1) князь;

2) каждый родитель;

3) церковь;

4) за счет специального сбора (десятины).

13. Первая школа для девушек в Киеве открыта по инициативе внучки Ярослава Мудрого Янки в конце... века:

1) IХ;

2) Х;

3) ХI;

4) ХII;

14. Челобитной в ХII веке называли:

1) донос;

2) любовное или дружеское послание;

3) деловое письмо;

4) письмо с просьбами.

15. Памятник древнерусской книжной культуры Изборник Святослава (1073 г.) известен как:

1) книга, содержащая наиболее ценные сведения по истории восточных славян;

2) основной источник по толкованию библейских текстов;

3) первая на Руси книга, содержащая сведения не только по богословским, но и

естественнонаучным проблемам;

4) одна из самых больших по величине древнерусских книг.

16. Начало русского летописания положила «Повесть временных лет», составленная монахом:

1) Пименом;

2) Даниилом Заточником;

3) Феодосием Курским;

4) Нестором.

17. Каменные сооружения в Киеве появились в середине... века:

1) IХ;

2) Х;

3) ХI;

4) ХII.

18. Софийский собор в Киеве построен византийскими мастерами при князе:

1) Ярославе Мудром;

2) Изяславе;

3) Владимире I;

4) Владимире Мономахе.

19. Славянскими апостолами называют:

1) первых святых из русских - Бориса и Глеба;

2) просветителей Кирилла и Мефодия;

3) монахов Антония из Любеча и Феодосия Курского;

4) княгиню Ольгу и князя Владимира I.

20. Фрески в храмах создавали:

1) расписывая красками сырую штукатурку;

2) используя деревянные доски, пропитанные смолой;

3) на холсте;

4) на тонко выделанной коже.

21. «Писалами» в Киевской Руси называли:

1) берестяные грамоты;

2)острые металлические стержни для создания рисунков по сырой штукатурке;

3) деревянные или металлические стержни для письма на бересте;

4) иконы, выполненные на досках.

22. Первыми профессиональными ремесленниками Древней Руси в VIII в. стали:

1) кузнецы;

2) гончары;

3) ткачи;

4) кожевники.

23. Золотых и серебряных дел мастера Киевской Руси обычно украшали:

1) оружие;

2) оружие и рукописные книги;

3) оружие, рукописные книги, одежду и столовую утварь;

4) столовую утварь, напольные вазы и рукописные книги.

24. В ХI в. во всей Европе славились:

1) иконы, выполненные русскими иконописцами;

2) русские мечи;

3) изделия из золота с эмалью и серебра с чернью;

4) русские кольчуги.

25. Сказания о битве на Калке посвящены первому столкновению русских с:

1) печенегами;

2) монголо - татарами;

3) половцами;

4) хазарами.

26. Битва на Куликовом поле вызвала к жизни несколько литературных произведений, среди которых выделяются:

1) «Сказание о преславном Московском царстве» и «Сказание о Мамаевом побоище»;

2) «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина»;

3) «Задонщина» и «Сказание о князьях Владимирских»;

4) «Сказание о князьях Владимирских» и «Сказание о преславном Московском царстве».

27. Бумагу на Русь стали завозить в … веке:

1) XIII;

2) XIV;

3) XV;

4) XVI.

28. Повесть об истории любви князя и простой крестьянки (Петра и Февронии) принадлежит перу:

1) Ермолая Еразма;

2) Вассиана Патрикеева;

3) Максима Грека;

4) Нила Сорского.

29. Государственная типография в Москве была создана в... году:

1) 1553;

2) 1556;

3) 1559;

4) 1563.

30. Первая в России печатная книга с обозначением года выпуска (1564) называлась:

1) «Часословец»;

2) «Домострой»;

3) «Апостол»;

4) «Псалтырь.

31. Большое влияние на русскую культуру оказали произведения Михаила Триволиса, более известного в России под именем:

1) Максима Грека;

2) Феофана Грека;

3) Вассиана Топоркова;

4) Зиновия Отенского.

32. «Хронограф» (обзор всемирной истории) в России был создан в... году:

1) 1512;

2) 1522;

3) 1532;

4) 1542.

34. Идеи о Москве как о «третьем Риме», сформулированные монахом Филофеем в посланиях Василию III, были востребованы в правление:

1) Василия III;

2) Бориса Годунова;

3) Елены Глинской;

4) Ивана IV.

35. Кодекс моральных и житейских правил «Домострой» был напечатан в …веке:

1) XIV;

2) XV;

3) XVI;

4) XVII.

36. После Куликовской битвы высоких образцов достигла живопись, чей подъем связан с именем:

1) Андрея Рублева;

2) Даниила Чёрного;

3) Дионисия;

4) Феофана Грека.

37.В русской иконописи особое место отведено изображениям богоматери. Небесной покровительницей Руси считается икона богоматери:

1) Казанской;

2) Владимирской;

3) Курской;

4) Смоленской;

38. В Новгороде в ХIV-ХV вв. работал известный живописец:

1) Андрей Рублев;

2) Дионисий;

3) Феофан Грек;

4) Даниил Черный.

39. Огромное впечатление произвела на современников и породила много подражаний икона А. Рублева:

1) «Иоанн Златоуст»;

2) «Спас»;

3) «Троица»;

4) «Спас нерукотворный».

40. Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в память:

1) первого киевского русского митрополита Иллариона;

2) Сергия Радонежского;

3) князя Владимира Крестителя;

4) героя Куликовской битвы монаха Пересвета.

41. Перестройка Московского Кремля в последней трети ХV в. началась в связи с:

1) личным желанием Ивана III;

2) ветхостью основных построек;

3) желанием воплотить в архитектурных формах идеи единства и могущества России;

4) необходимостью превратить его в неприступную крепость.

42. Местом венчания государей и проведения Земских соборов в Московском кремле служил (а):

1) Грановитая палата;

2) Успенский собор;

3) Благовещенский собор;

4) Архангельский собор.

43. Вершиной русского зодчества ХVI века принято считать:

1) Покровский собор в Москве;

2) церковь Вознесения в с. Коломенском;

3) Успенский собор в Кремле;

4) Благовещенский собор в Кремле.

44. Собор Василия Блаженного (храм Покрова на рву) в Москве построен в память:

1) венчания Ивана IV на царство;

2) о взятии Казани;

3) об объединении всех русских земель;

4) о юродивом (блаженном) старце Василии.

45. Федор Конь в XVI в. приобрел известность как:

1) «градоделец» (архитектор);

2) мастер пушечных дел (литейщик);

3) один из лучших московских каменщиков;

4) книгопечатник.

46. Классическим образцом монументального зодчества XV-XVI вв. стал (а):

1) Грановитая палата Московского Кремля;

2) церковь Вознесения в Коломенском;

3) Успенский собор в Москве;

4) колокольня «Иван Великий».

47. Образцом шатрового стиля в храмовой архитектуре XVI в. стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь:

1) освобождения от ордынской зависимости;

2) восшествия на престол Василия III;

3) рождения Ивана IV;

4) присоединения Казанского ханства.

48. В 1586 г. Андрей Чохов:

1) возвёл колокольню «Иван Великий»;

2) отлил царь-колокол;

3) отлил царь- пушку;

4) отлил знаменитые валдайские колокольчики с «малиновым звоном».

49. Первое летописное упоминание о применении пушек русскими воинами относится к году:

1) 1362;

2) 1372;

3) 1382;

4) 1392.

50. Понятие «обмирщение русской культуры» связано с … веком:

1) XIV;

2) XV;

3) XVI;

4) XVII.

51.Борьбу с «обмирщением» в церковной архитектуре XVII в. (запрет строить шатровые храмы в столице) вёл (а):

1) Патриарх Никон;

2) царь Алексей Михайлович;

3) Патриарх Питирим;

4) царевна Софья.

52. Автобиографический жанр пришел в русскую литературу с появлением «Жития…» протопопа Аввакума в … веке:

1) XV;

2) XVI;

3) XVII;

4) XVIII.

53. Появление русской поэзии и драмы связывают с именем:

1) Ивана Федорова;

2) Петра Мстиславца;

3) Михаила Ломоносова;

4) Симеона Полоцкого

54. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь:

1) иконы Казанской божьей матери;

2) взятия Казани;

3) освобождения столицы от интервентов;

4) воцарения Романовых.

55. Казанский собор в Москве был построен на средства:

1) собранные народом;

2) государевой казны;

3) купца Г.Л. Никитникова;

4) князя Д.М. Пожарского.

56. Восьмым чудом света называли современники деревянный царский дворец, построенный в:

1) Московском кремле;

2) Александровой слободе;

3) Сергиевом Посаде;

4) селе Коломенском.

57.Единый православный центр, возведённый в XVII в на берегах Истры, получил название:

1) Русский Иерусалим;

2) Новый Иерусалим;

3) Православный Иерусалим;

4) Русский Вифлием.

58. Иерусалимский храм Гроба Господня повторяет в России его копия:

1) церковь Троицы в Никитниках;

2) Успенский собор во Владимире;

3) Воскресенский собор в Подмосковье;

4) Знаменская церковь в Подмосковье.

59. Сочетание красного (кирпичная кладка) и белого, (каменная резьба фасада) характерно для архитектурного стиля:

1) крестово-купольного;

2) шатрового;

3) классицизма;

4) нарышкинского (московское барокко).

60. В ХVII в., чтобы не допустить «вредного» влияния на русских людей, иностранцев, приглашённых из-за границы, селили:

1) по окраинам городов;

2) на отдельных улицах;

3) на закрытых охраняемых территориях;

4) в подмосковной Немецкой слободе.

61. Для удовлетворения нужд государства в образованных людях была открыта Славяно-греко-латинская академия в... году:

1) 1667;

2) 1677;

3) 1687;

4) 1697.

62. Для высшего придворного круга в XVII в. нерегулярно выпускалась рукописная газета:

1) «Россия»;

2) «Ведомости»;

3) «Новости»;

4) «Куранты».

63. Первый театр в России был открыт при дворе:

1) Ивана Ш;

2) Ивана IV;

3) Бориса Годунова;

4) Алексея Михайловича.

64. Первые живописные «парсуны» (портреты) современников появились на Руси:

1) еще в XI в. (семья Ярослава Мудрого изображена на стене Софийского собора);

2) в середине ХII в.;

3) лишь в ХVII в.;

4) с принятием христианства.

65. Наиболее знаменитым иконописцем ХVII в. был:

1) Андрей Рублев;

2) Симон Ушаков;

3) Дионисий;

4) Феофан Грек.

66. В России летоисчисление от сотворения мира заменили на новое (от рождества Христова) 1-го января … года

1) 1700;

2) 1705;

3) 1715;

4) 1725.

67.В конце XVII в. на Дальнем Востоке русские землепроходцы присоединили:

1) Алеутские острова;

2) Командорские острова;

3) Камчатку;

4) Аляску.

68. На рубеже XVII и XVIII вв. появилась «Чертежная книга Сибири», автором которой был:

1) П.И. Годунов;

2) Е.П. Хабаров;

3) С.У. Ремезов;

4) В.Д. Поярков.

69. Первым научным центром Российского государства стала Академия наук, открытая в … году:

1) 1724;

2) 1725;

3) 1726;

4) 1727.

70. Много усилий положил на создание большого сочинения по истории Сибири:

1) М.В. Ломоносов;

2) А.И. Чириков;

3) Г.Ф. Миллер;

4) С.П. Крашенинников.

71. «Первым нашим университетом» называл М.В. Ломоносова:

1) В.Г. Белинский;

2) Г.Р. Державин;

3) А.С. Пушкин;

4) Н.М. Карамзин.

72. Смальтой в XVIII в. называли:

1) жидкий воск;

2) непрозрачное цветное стекло для мозаики;

3) специальный состав для размягчения кожи перед выделкой;

4) дёготь.

73. С Сибирью М.М. Ломоносов связывал в первую очередь:

1) использование в хозяйственных целях северно-морского пути;

2) развитие российской промышленности;

3) пополнение валютных резервов казны;

4) приращение российского могущества.

74. «Петром Великим русской литературы» называл:

1) В.Г. Белинский - А.С. Пушкина;

2) В.Г. Белинский - М.В. Ломоносова;

3) В.И. Ленин - Л.Н. Толстого;

4) Н.А. Добролюбов - Г.Р. Державина.

75.Утверждение о том, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов (Ньютонов) Российская земля рождать» принадлежит:

1) Д.И. Менделееву;

2) А.М. Бутлерову;

3) М.В. Ломоносову;

4) Б.С. Якоби.

76. Идею о возможности формировать в России «новую породу» людей с помощью воспитания вXVIII в. отстаивал (а):

1) М.В. Ломоносов;

2) Е.Р. Дашкова;

3) И.И. Бецкой;

4) Д.И. Фонвизин.

77.В созданный в XVIII в. Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге, принимали:

1) только дворянок;

2) дворянок и в специальный класс - девочек из недворянских сословий;

3) дворянок и девочек из семей высшего духовенства;

4) дворянок и девочек из семей офицеров.

78.Цифирные школы для представителей всех сословий были открыты в России в правление

1) Петра I;

2)Анны Ивановны;

3) Елизаветы Петровны;

4) Екатерины II.

79. Инициатором создания в 1755 г. Московского университета был (была):

1) императрица Елизавета Петровна;

2) княгиня Е.Р. Воронцова-Дашкова;

3) граф И.И. Шувалов;

4) М.В. Ломоносов.

80. В Московском университете издавалась первая общественная газета:

1) «Куранты»;

2) «Московские ведомости»;

3) «Московский листок»;

4) «Российские вести».

81. Паровую машину И.И. Ползунов создал в... году:

1) 1766;

2) 1767;

3) 1768;

4) 1769.

82. На всю Россию были знамениты сатирические журналы, издававшиеся Н.И. Новиковым:

1) «Свисток» и «Трутень»;

2) «Трутень» и «Живописец»;

3) «Живописец» и «Всякая всячина»;

4) «Всякая всячина» и «Свисток».

83. Отозвался (лась) об авторе «Путешествие из Петербурга в Москву как о «бунтовщике хуже Пугачева»:

1) наследник престола Павел;

2) Екатерина II;

3) граф Г.А. Потемкин;

4) княгиня Е.Р. Воронцова-Дашкова.

84. Шедевр русской архитектуры XVIII в. - Зимний дворец - был построен по проекту архитектора:

1) М.Ф. Казакова;

2) А.Ф. Кокоринова;

3) В.В. Растрелли;

4) И.В. Еготова

85.Главные творения архитектора XVIII в. В.И. Баженова связаны с Москвой. Напротив Кремля на холме и доныне стоит построенное им здание:

1) публичной библиотеки;

2) дома Пашкова;

3) Манежа;

4) дома Юшкова.

86.Здание Московского университета, здание Сената и корпуса Голицынской больницы, возведены по проекту:

1) В.И. Баженова;

2) М.Ф. Казакова;

3) А.Ф. Кокоринова;

4) В.В. Растрелли.

87. Классической архитектуре НЕ присущи:

1) простота и строгость форм;

2) выделение главного сооружения в ансамбле;

3) асимметричное расположение зданий;

4) строгое внешнее оформление.

88. Своими работами в живописи прославился художник, написавший портреты не только Екатерины II и ее вельмож, но и крепостных:

1) И.П. Аргунов;

2) А.П. Лосенко;

3) Ф.С. Рокотов;

4) А.П. Антропов.

89. Выразителем человеческой индивидуальности в скульптурном портрете 2-й половины XVIII в. был:

1) А.Ф. Кокоринов;

2) И.П. Мартос;

3) Ф.И. Шубин;

4) Б.И. Орловский.

90. «Отцом русского театра» называют:

1) Ф.Г. Волкова;

2) Д.И. Фонвизина;

3) А.П. Лосенко;

4) Г.Р. Державина.

91. Автором «Истории Российской с древнейших времен», написанной в XVIII в. с позиции аристократии, был:

1) В.Н. Татищев;

2) И.И. Болтин;

3) М.М. Щербатов;

4) Н.М. Карамзин

92. Именовал себя «Всероссийского отечества всенижайшим патриотом» автор «Краткого экстракта» русской истории:

1) М.В. Ломоносов;

2) М.М. Щербатов;

3) Ф.И. Соймонов;

4) И.И. Болтин.

93. "Совершенным училищем, как должно любить Отечество" называл К. Минина и Д. Пожарского:

1) В.И. Майков;

2) Н.М. Херасков;

3) И.А. Крылов;

4) И.И. Болтин.

94. Петр I намеревался поставить на месте Полтавской баталии памятник. Замысел осуществился при:

1) Анне Ивановне;

2) Елизавете Петровне;

3) Екатерине I;

4) Екатерине II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: