double arrow

Просвещенный абсолютизм в России

Внешняя политика Екатерины II

Внешняя политика Екатерины II была достаточно успешной. Благодаря успехам императрицы в этой области Россия приобрела небывалый авторитет в Европе.

Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.

Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:

1. Возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши;

2. Обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю;

3. Упрочение России на берегах Балтийского моря.

С Курляндией и Польшей дела были улажены дипломатическим путем, без войны. Решение же черноморской проблемы потребовало серьезных военных усилий. Интересы России и Турции сталкивались не только в Причерноморье, но и в православной Молдавии и на Северном Кавказе и в Закавказье, где наметилась пророссийская ориентация правящих кругов Грузии и Армении.

В конце 1768 г. Турция объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Война с Турцией закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.), по которому к России отошли значительные территории. Но в 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ней проявил свои полководческие таланты А.В. Суворов. Война закончилась победой России в 1791 г.

Пока шла русско-турецкая война, Австрия и Пруссия, без участия России, начали дележ Польши. В этих условиях Россия, которой была выгодна единая, но зависящая от России Польша, вынуждена была включиться в переговоры о разделе этой страны. В результате соглашения между тремя государствами Польша перестала существовать как независимое государство, после трех разделов (1772, 1793, 1795 гг.) вся ее территория была поделена между Австро-Венгрией, Пруссией и Россией.

  В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых бы-ли заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали разви-тию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных про-тиворечий в своих странах путем совершенствования политической надстройки. Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г, ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке от Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани го-товы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Бег-лые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культу-ре был ниже окружающей его природы. «Вот я и в Азии», – писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. «Это – особое царство, – писала она, – столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока на-коплявшиеся наблюдения еще не успели сложиться в цельный преобразовательный план, Екате-рина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления». На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представ-ление о том, что необходимо делать для процветания государства. «Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привел, – писала она еще до воцарения, – слава страны моя собственная слава».

20. Александр 1,смтр тетрадь к.р


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: