double arrow

Внутренняя политика Екатерины II. В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Однако глубокое несогласие царит среди историков,


Оценка

В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Однако глубокое несогласие царит среди историков, пытающихся ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, отличалась ли новая Россия от старой качественно.

С.М. Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую.

Среди ученых, отстаивающих «эволюционную» концепцию, особенно выделяются В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов, настойчиво проводившие мысль о наличии преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием.

У С.М. Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок.

Для П.Н. Милюкова реформы выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок. Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, поразительное отсутствие перспективной оценки ситуации, систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась взаимная противоречивость многих реформ.

В.О. Ключевский не только характеризовал реформы как длинный ряд ошибок, но и определил их как перманентное фиаско, а петровские приемы управления – как «хронический недуг», разрушавший организм нации на протяжении 200 лет.

По вопросу планомерности реформ советские историки не выработали единую позицию. Но, как правило, они предполагали иной, более глубокий, чем интенсификация и повышение эффективности военных действий, смысл преобразований.

Часть историков считает, что незаурядная личность Петра наложила отпечаток на всю политическую деятельность правительства и в положительном, и в отрицательном смысле. Однако подобная оценка лишь изредка находит подтверждение в серьезных исследованиях, касающихся степени и характера
влияния Петра на процесс преобразований.




П.Н. Милюков первым открыл и вызывающе усомнился в величии Петра. Он утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением. Таким образом, Милюков обнаруживает длинный ряд «реформ без реформатора».

Согласно общепринятому мнению, царь использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира; кроме того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили активную и ведущую роль Петра в этой области государственной деятельности.

Создается впечатление полного единомыслия среди историков по поводу того, что административные реформы Петра по сравнению с прежней системой управления были шагом вперед.

Исследователи едины во мнении, считая петровскую эпоху весьма значительной в истории промышленности России потому, что в первой четверти XVIII в. благодаря политике протекционизма и субсидиям государства были основаны многие новые предприятия.

Социальные реформы Петра всегда привлекали пристальное внимание историков. Многие полагают, что в своем стремлении добиться максимальной отдачи от своих подданных по отношению к государству Петр предпочитал, строить новое на фундаменте сословной структуры, увеличивая тяготы отдельных сословий.



В исторической литературе сложилось мнение: эпоха Петра означала исторический поворот во взаимоотношениях России и Европы, Россия благодаря победе над Швецией вошла в европейскую систему государств в качестве великой державы. Некоторые авторы считают указанные результаты важнейшими во всей деятельности Петра, другие – важнейшим событием в истории Европы XVIII в.

В первую очередь Екатериной II была проведенареформа государственного управления. Был ликвидирован Кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был ослаблен, разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенные полномочия. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А.А. Вяземский, известный своей неподкупностью. Отменено гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии.

Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.

Императрица решила создать Комиссию для составления нового Уложения. В нее по всей России избрали 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.). В течение двух лет(1764-1765 гг.) Екатерина II работала над составлением «Наказа», руководства для депутатов, который провозглашал, что цель власти — содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. Однако Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи и не создав нового общего закона, была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

Проводилась административная реформа. Империя была разделена на 50 губерний, провинции упразднялись, а губернии делились на уезды. Власть в губерниях принадлежала губернатору, назначаемому Сенатом. Всеми финансовыми делами губернии заведовала Казенная палата.

Полностью изменилась судебная система, которая была построена по сословному принципу. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, в губернии выбирался губернский предводитель дворянства. В 1785 г. была опубликована «Жалованная грамота дворянству», которая подтвердила сословные права и привилегии дворян — освобождение от подушной подати, телесных наказаний, обязательной службы.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: