double arrow

Византийская архитектура и живопись


Библиография

1. Бунин А. В. Архитектурно-планировочное развитие средневековых городов центральной и западной Европы. Сборник исследований по истории архитектуры и градостроительства. МАРХИ, 1964.

2. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. Л.-М., 1964.

3. Дживелегов А. К. Средневековые города в Западной Европе. СПБ, 1902.

4. Кожин Н. А. Очерки искусства западного средневековья. М., 1944.

5. Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы; 8 изд. Т. 1,. Л.-М., 1931.

6. Культура и искусство западноевропейского средневековья. Материалы научной конференции (1980). М., 1981.

7. Семенов В. Ф. История средних веков. М., 1961.

8. Стоклицкая-Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв. М. 1960.

9. Ястребицкая А. Л. Западноевропейский город в средние века. «Вопросы истории», № 4,1978.

10. Килимник Е.В. Замки Испании и Португалии. // Серия «Проба пера». Учебное, научно-исследовательские работы студентов и аспирантов. Выпуск 1. Екатеринбург издательство «Урал НАУКА». 1998, с . 109-127.

11. Килимник Е.В. Замковое зодчество Европы X-XV вв. II Сборник научных статей для студентов дневного и заочного отделения факультета истории искусств и культурологии. Екатеринбург. Издательство Уральского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им. А.М. Горького, 1999, с . 4-11.

12. Килимник Е.В. Замковое строительство Франции, Англии, Шотландии, Ирландии, Испании, Италии, Германии. Периодизация и типология. М. /депонируется/.

13. Braunfels W. Mittelaltereiche Stadtbaukunst in der Toscana. Berlin, 1953.

14. Junghanns K. Die deutsche Stadt im Friihfeudalismus. Berlin, 1959.

15. Marconi P. La citta come forma simbolica. Roma, 1973.

16. Panofsky E. Gothic architecture and scholasticism. N,Y, 1957.

17. Rauda W. Lebendige Stadtebauliche Raumbildung. Asymmetrie und Rhythmus in der deutschen Stadt. Berlin, 1957.

18. Rohault de Fleury C. La Toscane au moyen age. Vol. 1-2. Paris, 1874.

Четвертый век – период разложения и распада прежде единой и могущественной Римской империи. Внутренние политические распри, набеги варваров привели к упадку Рима.

Христианство, полностью сложившаяся идеология, провозгласившее единение рабов и свободных подтачивало основы рабовладельческой формации.

В 313 году христианство было объявлено государственной религией, а в 330 году столица римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи.

Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока.

Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды:

· V – VIII в. – ранний период, 20-60 гг VII в. эпоха Юстиана, эпоха наивысшего расцвета искусства Византии.

· VIII – XIII в. – средний период.

· XIII – XV в. – поздний.

Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний.

Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в государственной, общественной и идеологической жизни.

Раннехристианские и византийские базилики используют формы сооружений античного Рима – базилики и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатно, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт. Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атрий с фонтаном для омовений в центре.

Внешний вид базилик был очень скуп. Здания эти не имели почти никаких декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви – базилика Юлия Цезаря и др. Начали строится и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек (прежде всего внутренние колоннады).

В IV – VI веках в городе Риме было построено несколько крупных христианских церквей-базилик : Св. Петра (5 нефов, IV в.) теперь на его месте построен грандиозный собор Ватикана; Лютеранская базилика (5 нефов, IV век); Санта Мариа Маджоре (3 нефа, V век) и другие.

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апенинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества.

Чрезвычайно характерна равенская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале VI века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Всего их здесь 24. стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет и в более поздние стили. Он заменил собой классическую систему римской архитектурной ячейки, в которой арка опиралась на пилоны, а ордер лишь декорировал последние.

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики.

В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне они тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа. Изображены процессии святых, направляющихся к алтарю. Но фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны.

Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом нейтральном фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской, художественной культуры.

Вторым типом раннехристианского и византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (526-547 гг.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухъярусной галереи. Здесь, так же как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах ( в данном случае в каждом звене три арки). Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками, которые горят «как яхонты в оправе золотой» (Данте). Композиции выполнены на синем и золотом фонах: на ряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, лица аскетичны. Черты античной иллюзорности явно уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа давались в так называемой «обратной» перспективе, совершенно условно и стилизованно.

VI век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана. Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Св.Софии в Константинополе, построенный при императоре Юстиниане в 532-537 годах зодчими Анфимием из Тралла и Исидором из Милета.

Композиция храма совмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема. Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом, диаметр которого составляет 31 метр. Купол возведенный на «парусах»- треугольных изогнутых сводах опирался на четыре мощных столба. Сорок окон прорезаны в основании купола. Создается ощущение, что купол висит над зданием на сплошном световом поясе.Общая длина храма 81 метр. Ширина 72м. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство.

В соборе была применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством сферических треугольников – так называемых парусов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре, вплоть до XIX века.

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и в равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира поддерживают галереи. Взяты они из храмов Малой Азии и Египта. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями .На колоннах располагались иконы.

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными с орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей. Мозаики эти даны на золотом фоне; не смотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются в целом теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах, и всеобщее распространение к IX веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость. Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые, в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов.

Крестоволкупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного, так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания.

Византия – родина иконописи. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задачи иконописца воплощение божества в телесном образе. Для этого сложился строго определенный тип изображения – так называемый иконописный канон. Правилами (каноном) был зафиксирован обязательный вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой фон икон и нимбов символизировал нерукотворный свет святости. Выработка и использование «обратной перспективы», когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них. Бестелесые фигуры с огромными глазами, отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов. Красочная лепка объема заменяется линейной очертанностью силуэтов. Самым знаменитым примером может служить икона. Владимирской Богоматери – одна из основных древнерусских святынь.


Сейчас читают про: