Медицина в Древнем Китае

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Пережитки родового строя в Китае переплетались с рабовладением. В период рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысяче­летий. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в мо­нополию небольшой группы жрецов и ари­стократов.

Китай имел торговые связи со мно­гими странами: с Индией, странами Сред­ней Азии (Ферганой), Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Широко славились китайские шелка, гон­чарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае были изве­стны порох, бумага и компас (магнитная игла). Больших успехов достигли в Древ­нем Китае математика, астрономия, исчис­ление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного не­ба, календарь. В Древнем Китае достигли развития так­же и агрономические, биологические и другие знания. Все это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Известное развитие по­лучила и медицина.

Китайцы, как и другие народы древ­ности, уподобляли организм миру в ми­ниатюре, а все процессы в организме — взаимоотношению «первоэлементов». Ки­тайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоян­ная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотноше­нием.

Болезни де­лились в основном на эти же две группы: «ян» и «инь»- Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы — пониженной функцией организма.

Существовали анатомические и фи­зиологические представления; китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови и др. В ки­тайских анатомических рисунках наряду с более или менее правильными изобра­жениями одних частей имелись ошибоч­ные изображения других. Анатомические атласы, на протяжении веков многократно перерисовывавшиеся, дошли до последне­го времени. В диагностике большое вни­мание уделялось пульсу. Различалось много видов пульса — в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований. Ос­матривали язык и естественные отверстия организма — ноздри, уши, глаза, рот, вы­деления — испражнения и мочу. Моча ис­следовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и др. При исследо­вании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому режи­му — «разумной умеренности», правиль­ному распорядку работы, отдыха, сна, правильному питанию. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Лечение в условиях рабовладельческого строя было доступно исключительно рабовладельцам.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы меди­цинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии). Широкое распро­странение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболева­ния оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспен­ных пустул больного.

Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении про­казы, оспы и др. Разработаны были приемы массажа.

Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества ра­стительного, животного и минерального происхождения. Из лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, приме­нявшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадоч­ные заболевания и др.). Применялись лимонник, камфара, ревень, имбирь, индийская конопля, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и т. д. Из лекарств животного происхождения применялись панты — рога моло­дого пятнистого оленя, мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее (при кровохарканье) применялся костный клей (желатина). В ходу были и разнообразные минеральные вещества — ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалыва­ние и прижигание. Назначение уколов — облегчить передвижение по со­судам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой» и тем самым устранить причину заболевания. Уколам приписывается также влияние, стимулирующее, регулирующее, координирующее деятельность нервной системы. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов. Наряду с уколами в китайской медицине применяется прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.

В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т. п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запре­тами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось, и хирурги­ческая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательст­вами, как, например, вскрытие абсцесса.

В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду. Отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы в портовых городах.

Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао, жившего в V веке до п. э., Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими сред­ствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и круп­ным трудом («Шаньхань-лунь») на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди Нэй-цзин» («О при­роде и жизни»), переработанная в VIII веке врачом Ван Бином.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: