double arrow

Культура Древнерусского государства (IX - 3О-е гг. XII в.)

Древнерусская культура стала результатом сложного синтеза византийских и славянских духовных традиций. Своими корнями славянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, бог плодородия вообще и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы и дождя). Так же почитались Велес – бог скотоводства, и Сварог – бог солнца и света.

В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.

Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет» составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и т.д.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений«Слово о законе и благодати» (1049 г.) будущего митрополита Иллариона. В 1073 г. по заказу Святослава Ярославича был составлен первый Изборник – сборник текстов религиозного и светского содержания, предназначенный для чтения. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим сводным братом Святополком. Их житие написал Нестор – автор «Повести временных лет». Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец ХI - начало XII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения сил Руси для борьбы со Степью пронизывает «Слово полку Игореве». (1187 г.). Интересно «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который жалуется князю на боярский произвол и просит его о милости.

К какому бы жанру не относилось литературное произведение его текст всегда снабжался красочными миниатюрами – иллюстрациями в рукописных книгах.

В Киевской Руси достигают своего расцвета ювелирные технологии:

  • Скань (финифть) – отделка изделия узором из скрученной проволоки, проволочное кружево.
  • Зернь – тончайший узор образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.
  • Чернь – создание узора на ювелирных изделиях путем травления.
  • Эмаль (перегородчатая эмаль) – получение рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.
  • Гравировка – резное изображение на металле.

С принятием христианства получила развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. В качестве основного материала для строительства использовалась плинфа– разновидность кирпича. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеобразное развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-ти купольный Софийский собор в Киеве (1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII-ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и т.д., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, святых, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в. большую известность приобрела в это время новгородская школа (Спас Нерукотворный, Успенье, Ангел златые власы).

Христианизация Руси постепенно привела к упадку скульптуры, произведения которой ассоциировались с языческими идолами.

Раздел 3. Русь в XIII веке


Сейчас читают про: