double arrow

Восточные славяне


Вопрос о прародине славян и их этногенезе остаётся дискуссионным в исторической науке. Отделение племён балто-славянской языковой группы от индоевропейской миграционной волны и заселение ими Центральной и Восточной Европы происходило, по предположению ряда исследова­телей, в течение 2 тысячелетия до н.э. Данные исторической лингвистики и топонимики сви­детельствуют о том, что балто-славянская общность сохранялась чрезвычайно долго, и лишь к V в. до н.э. она разделилась на собственно славян и балтов. В VI-VIII вв. славяне, занимав­шие территорию от верховья Одера до среднего течения Днепра, расселяются по трём основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – на Восточноевропейскую равнину. В ре­зультате произошло и разделение славян на три ветви – южную,западную и восточную. Про­движение и расселение земледельческих восточно-славянских племён по всему лесному про­странству Восточноевропейской равнины было не завоеванием, а медленной инфильтрацией и освоением территорий, часть которой была заселена (с очень малой плотностью) балтами и угро-финами. Преимущественно мирное сотрудничество с коренным населением приводило к постепенному ославяниванию значительной его части.




В VII-VIII вв. у славян идёт интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племён складывались новые общности, которые носи­ли уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Возникают более крупные объединения – племенные союзы во главе с князьями – вождями. Это означало переход к военной демократии и непосредственно предшествовало возникновению государ­ства. На территории, вскоре вошедшей в состав Киевской Руси, известно о 12 племенных союзах – полян, древлян, волынян, тиверцев, уличей, радимичей, вятичей, дреговичей, кри­вичей, словен и др. Эти названия большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения, что свидетельствовало о преобладании территориальных связей над родовыми. Соседями восточных славян в IX в. были на северо-западе – балтийские племена, на западе – западные славяне (ляхи, словаки, чехи), на северо-востоке – финно-угорские пле­мена (мордва, весь, карела, чудь, мурома, марийцы и др.), на юго-востоке – кочевники ава­ры, печенеги, Волжско-Камская Булгария, Хазарский баганат (охвативший Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Северное Причерноморье). За южными степями, в Северном Причерно­морье, Крыму, Приазовье располагались греческие колонии.

Территория и природные условия. По территориальному расположению восточные славяне оказались между Европой и Азией, преимущественно на Восточноевропейской рав­нине. Здесь формировался особый тип цивилизации - евразийский. Он складывался в ре­зультате сочетания собственного уклада, культуры и традиций с влиянием Запада и Востока. Через природные урало-каспийские ворота на южную Русь из глубин Центральной Азии приходили, сменяя друг друга, бесчисленные, устремлявшиеся на Запад кочевые орды, часть которых оседала в южно-русских степях. Азиатские орды аваров, угров, болгар, хазар, пече­негов, торков, половцев и, наконец, татар подвергали русские земли опустошительным на­шествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в тяжёлой борьбе. Но отношения с кочевниками не сводились только к взаимной вражде и войнам, они сопровождались торго­выми, политическими, родственными связями и превращались в сложное взаимовлияние двух типов цивилизации – формировавшейся древнерусской и устойчивой, своеобразной ко­чевнической. Взаимоотношения восточных славян с кочевниками являлись важным факто­ром генезиса древнерусской государственности.



Природно-климатические условия осваиваемой территории по сравнению с Западной Европой были гораздо более суровыми и контрастными: континентальный климат, продол­жительная зима, существование различных хозяйственных зон (северной лесной, южной степной), в целом меньшая плодородность земель. Главными природными факторами явля­лись равнинный характер территории (способствовавший процессу колонизации всё более отдалённых районов), реки, леса, степь.



Хозяйственная жизнь. Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, хлебопашество с подсечно-огневой на лесном севере и переложной в более пло­дородных южных степях системой земледелия. Подчинённую роль в хозяйстве играли ското­водство (разведение крупного рогатого скота, свиней, лошадей), охота, рыболовство, лесные промыслы, бортничество. Большую роль играла военная добыча племенных вождей – князей и их дружин в результате походов (чаще всего в Византию). Выделение дружины (своего рода профессиональных воинов) и советников князя – существенный этап в создании классо­вого общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную. Хозяй­ственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной органи­зации, объединявшим хозяйства нескольких семей, служила соседская (территориальная) об­щина – вервь. Община объединяла жителей одного или нескольких близлежащих сёл, владе­ла общинной землёй (сенокосами, лесными угодьями, водоёмами) а принадлежавшие ей па­шенные земли делились между семьями. Таким образом, общинное владение сочеталось с личной собственностью и индивидуальным пользованием и ведением хозяйства. К IX в. за­вершился переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общи­не и малой семье. В общине существовала трудовая взаимопомощь, круговая порука и кол­лективная ответственность перед государством и феодалом, а имущественная и социальная дифференциация протекала медленно, несмотря на повышение производительности труда и общего уровня жизни. Общины располагались на государственных землях, землях князей и феодалов, постепенно попадая в зависимость от них.

Город. Крестьянские хозяйства, как и хозяйства феодалов, были преимущественно на­туральными (т.е. удовлетворяли свои потребности за счёт внутренних ресурсов). С появлени­ем излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары, за­рождаются города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты княжеской власти и обороны от внешних врагов. Города обыкновенно строились на берегах рек, на торговых путях. В центральной части города (Кремль, детинец), защищённой валом, крепостной стеной и рвом, находились дворцы князей, дворы феодалов, храмы. За крепостной стеной располагался торг, ремесленная часть города называлась посадом (со слободами). В IX в. на Руси было уже не менее 24 относительно крупных городов, среди них Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Ладога, Суздаль, Муром, Полоцк, Ростов, Белозеро.

Язычество.Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. В языческий пантеон входили Род и Рожаницы (божества плодородия), Ярило (бог солнца), Перун (грома и молнии, войны и оружия), Велес (“скотий”), Сварог (огня), Мокошь, Даждь­бог, Хорос и др. В роли первосвященников выступали князья, но были и особые служители культа – волхвы и кудесники. У восточных славян сохранялся родовой быт (постепенно раз­лагавшийся), власть старейших, обычай кровной мести, многоженства.

В отличие от “варварских” государств Западной Европы, которые в своём становле­нии унаследовали многие государственно-правовые традиции античности, Восточная Европа оказалась вне их влияния, и ей предстояло пройти самостоятельный путь государственности. Этим можно объяснить сравнительно медленные темпы вызревания государственных инсти­тутов, их архаичность и своеобразие.







Сейчас читают про: