Примеры трудового героизма

Вклад трудящихся Беларуси в экономику СССР.

Трудовой подвиг советского народа в годы войны

Таблица 1 - Производство промышленной продукции в восточных регионах СССР

Перевод экономики на военные рельсы

Экономика в короткий срок была переориентирована на военные нужды. Однако из-за оккупации значительной территории страны, перемещения значительной части экономического потенциала на восток, нехватки рабочих рук произошло сокращение национального дохода СССР на 1/3, резкое падение военного производства.

Мероприятия: интенсификация труда, увеличение продолжительности рабочего дня, сверхурочные работы, жесткая трудовая дисциплина, мобилизация трудоспособного населения для работы на предприятиях, строительстве на период военного времени, привлечение на сельхозработы городских жителей и учащихся школ.

Перемещение промышленных предприятий на восток изменили картину: объем промышленной продукции к 1942 г. по сравнению с 1940 г. вырос в Поволжье - 3,1 раза; Западной Сибири – 2,4 раза, Восточной Сибири - 1,4 раза, Средней Азии и Казахстане – 1,2 раза.

Продукция Производство % Продукция Производство %
Кокса Тракторов Железной руды Чугуна   Стали Проката Станков Электроэнергии  

Состояние сельского хозяйства: сокращение производственных мощностей, т.к. было оккупировано 47,1 % пахотного поля страны, численности трудоспособных мужчин, техники. К концу 1942 г. количество сельских тружеников уменьшилось на 60 %. Женщины составили большинство: среди трактористов- 40 %, комбайнеров – 45 %, шоферов – 36 %. Урожайность сократилась в два раза, уменьшилось поголовье скота, преобладал ручной труд. Чтобы обеспечить фронт продовольствием, промышленность сырьем, были приняты следующие меры: введение политотделов в МТС и совхозах, усиление идеологической работы в деревне, увеличение числа трудодней для колхозников, привлечение на сельхозработы городского населения.

Социалистическое соревнование развернулось во всем многообразии: движения многостаночников, за освоение смежных профессий, рационализаторов и изобретателей, комсомольско-молодежных бригад. Лозунги: «Все для фронта, все для победы над врагом!», «Работать не только за себя, но и за ушедшего на фронт товарища!», «В труде - как в бою!».

В сельском хозяйстве: движение за овладение новыми специальностями и смежными профессиями, соревнование тракторных бригад.

Добровольные пожертвования в фонд обороны страны в виде части зарплаты, продовольствия, драгоценностей, одежды.

Факт: за годы войны поступило от населения: 130,7 кг золота, 9, 5 т серебра, 13 кг платины.

В чрезвычайных условиях уже через год после нападения врага в восточных районах страны производилось ¾ военной продукции. Хотя выплавка стали и добыча угля в СССР была в три-четыре раза ниже, чем в Германии, но по выпуску военной техники наша страна превосходила в 2 раза.

С расширением производственных мощностей растет производство оружия и боевой техники к концу 1942 г. по сравнению с 1941 г.: боевых самолетов – в 2,5 раза, стрелкового оружия - в 3,5 раза, орудий, минометов – в пять раз.

Эвакуировано на восток 90 предприятий из них 20 - сохранили самостоятельность: «Гомсельмаш», «Гомельская чулочно-трикотажная фабрика», «8 Марта», Витебская швейная фибрина «Знамя индустриализации» и др. Они стали размещаться в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. В основном эвакуированные предприятия сливались с местными, однородными по профессии. В августе-сентябре 1941 г. начали давать продукцию 15 эвакуированных предприятий, в октябре – еще 20. К лету 1942 г. на оборону работало более 60 белорусских предприятий.

Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова, разместившись в Свердловске, через месяц наладил производство. Коллектив предприятия по итогам Всесоюзного социалистического соревнования трижды занимал первое место и шесть раз – второе место.

«Гомсельмаш» наладил выпуск продукции через месяц после прибытия в г. Курган. Из 113 комсомольско-молодежных бригад 26 получили звание «фронтовых».

Более чем на 40 магистралях страны работали железнодорожники из Беларуси. Звание Героя Социалистического Труда получили белорусские железнодорожники: Е.М. Чухнюк – положила начало скоростного движения поездов по Печорской магистрали; А.В. Глебов, М.А. Макаров, И.П. Петрушкевич, А.А. Янковский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: