double arrow

Из Указа Александра I о вольных хлебопашцах (1803 г.)


Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам (императору)...

2. Из «Введения к Уложению государственных законов» М.М. Сперанского (1809 г.)

Российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое бытие своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы…

…Из обозрения прав гражданских и политических открывается, что все они в рассуждении принадлежности их на три класса могут быть разделены: 1) права гражданские общие, всем подданным принадлежащие; 2) права гражданские частные, кои должны принадлежать тем только, кои образом жизни и воспитания к ним будут приуготовлены; 3) права политические, принадлежащие тем, кои имеют собственность. Из сего происходит следующее разделение состояний (сословий, - сост.): 1) дворянство; 2) люди среднего состояния (купцы, мещане, ремесленники, однодворцы и все поселяне, имеющие недвижимую собственность, - сост.); 3) народ рабочий (помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, - сост.).




… Народ рабочий имеет общие права гражданские (свобода личности, - сост.), но не имеет прав политических (участие в государственном управлении, - сост.). Переход из сего класса в следующий всем отверзт, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве и исполнил повинности, коими обязан был по прежнему состоянию…

…1) Законодательное сословие должно быть так устроено, чтоб оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтоб мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное. 2) Сословие судебное должно быть так образовано, чтоб в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству. 3) Власть исполнительная должна быть вся исключительно вверена правительству; но поелику власть сия распоряжениями своими под видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить в соответственности власти законодательной.

3. Из «Записки о древней и новой России» Н.М. Карамзина, подготовленной им для Александра I

Первая обязанность государя есть блюсти внутреннюю и внешнюю целость государства; благотворить состояниям (сословиям, - сост.) и лицам есть уже вторая. Она желает сделать земледельцев счастливее свободою, но ежели сия свобода вредна для государства? …Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу (временный запрет «Юрьева дня», - сост.), но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных – ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным.



4. Участник движения декабристов М.А. Фонвизин об истоках «декабризма»

В походах по Германии и Франции (1813-1814) наши молодые люди ознакомились с европейской цивилизациею, которая произвела на них тем сильнейшее впечатление, что они могли сравнивать все виденное ими за границею с тем, что им на всяком шагу представлялось на родине: рабство бесправного большинства русских, жестокое обращение начальников с подчиненными, всякого рода злоупотребления власти, повсюду царствующий произвол, - все это возмущало и приводило в негодование образованных русских и их патриотическое чувство.

5. Теория «официальной народности» (С.С. Уваров, 1830-е гг.)

Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейственного. … Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный государству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.



САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предъидущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского Царства…

Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа.

6. А.Ф. Тютчева, фрейлина императорского двора в 1843-56 гг., о Николае I

Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. … Никогда этот человек не испытал тени сомнения в своей власти или в законности ее… Как у всякого фанатика, умственный кругозор его был поразительно ограничен его нравственными убеждениями, …можно сказать, что Николай I был Дон-Кихотом самодержавия, Дон-Кихотом страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинять все своей фантастической и устарелой теории («официальной народности», - сост.) и попирать ногами самые законные стремления и права своего века. …Угнетение, которое он оказывал, не было угнетением произвола, каприза, страсти; это был самый худший вид угнетения – угнетение систематическое, обдуманное, самодовлеющее, убежденное в том, что оно может и должно распространяться не только на внешние формы управления страной, но и на частную жизнь народа, на его мысль, его совесть, и что оно имеет право из великой нации сделать автомат, механизм которого находился бы в руках владыки.







Сейчас читают про: