double arrow

Методические рекомендации. Вопросы и задания к документам

Вопросы и задания к документам

1. Прочитав документ 1, объясните, в чем выражена ограниченность действий властей в решении аграрного вопроса? С чем это было связано? Что Вам известно о практической реализации этого Указа? Каково историческое значение этого документа?

2. На основании текста документа 2 дайте характеристику реформаторских проектов М.М. Сперанского. Какие из намеченных преобразований были осуществлены в период правления Александра I, а какие – нет? Почему? Анализируя противоречивый характер государственной политики Александра I, используйте текст документа 3. Взгляды каких кругов российского общества выражал Н.М. Карамзин?

3.Каковы были предпосылки формирования идеологии «декабризма» (документ 4)?

4.Сравните ту Россию, какой ее желал видеть Николай I (документ 5) с мнением современника о его государственной деятельности (документ 6). Какой представляется сущность политического режима в николаевскую эпоху? Что означает теория официальной народности? Свое мнение обоснуйте.

Тема 8: Великие реформы и контрреформы

План:

1. Отмена крепостного права в России.

2. Реформы 1860-х – 1870-х гг.: сущность и значение.

3. Контрреформы Александра III.

4. Общественная и политическая жизнь России в конце XIX в.

Основные понятия: Мировое сообщество во второй половине XIX в. Создание новых государств в Европе. Значение для судеб мира и России гражданской войны в США. Новые явления в экономическом, социальном и политическом развитии стран Европы. Рабочее движение. Буржуазный реформизм. Парламентская система.

Кризис феодально-крепостнической системы в России. Альтернативы общественно-политического развития. Необходимость буржуазных реформ, их причины, цели и характер. Александр II - царь-реформатор. Предпосылки ликвидации крепостничества. Манифест 19 февраля 1861 г. Крестьянская реформа и ее значение. Либеральные реформы 60-70-х XIX в.: земская, городская, судебная, финансовая, военная, в области народного образования. Начало формирования гражданского общества и противоречивость этого процесса. Последствия реформ в России.

Пореформенное развитие России. Обострение социальной напряженности, поляризация политических сил. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора. Александр III. Социально-экономическая и политическая жизнь в пореформенной России. Развитие рыночных отношений.

Особенности перехода России к капитализму. Россия в мировой капиталистической системе.

Общественное движение в пореформенный период. Народничество и его эволюция. П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Оживление либерального движения. Центры русского либерализма. Великий князь Константин Николаевич, А.В. Головнин, А.Я. Ростовцев, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин. Земско-либеральное движение.

Консервативная мысль в 80-90-е гг. XIX в. М.Н. Катков, Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев.

Рабочее движение и распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда». Первые марксистские кружки и группы в России. Создание В.И. Лениным «Союза борьбы». Характерные черты русского марксизма.

Экономика России в конце XIX в. и ее место в системе капиталистических государств. Образование российских монополий. Реформы С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий.

Внешняя политика России. Формирование военно-политических союзов в Европе. Завершение процесса территориального расширения России.

Цели: осмыслить тенденции мирового развития во второй половине XIX в; уяснить причины, ход и последствия либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в России и их воздействие на развитие страны; проанализировать общественное движение во второй половине XIX в.; выявить характерные черты и особенности развития капитализма в пореформенный период.

После изучения темы студент должен знать:

- новые явления в экономическом, социальном и политическом развитии стран Европы;

- предпосылки реформ 60-70-х гг. в России;

-цели, пути реализации и последствия крестьянской реформы;

- сущность и последствия земской, городской, судебной, военной, финансовой и образовательной реформ;

- основные направления экономического развития страны в 80 – 90-х гг. XIX в.;

- суть курса С.Ю. Витте и значение проведенной им «золотой реформы»;

- особенности развития капитализма в России;

- роль и место России в системе мирового хозяйства в конце XIX в.;

- основные понятия и исторические термины.

Вторая половина XIX в. вошла в мировую историю как эпоха «капитализма», «индустриального общества», «классового самосознания». Чем характеризуется западное индустриальное общество? Какие события второй половины XIX столетия определили главные тенденции мирового развития? Какие процессы происходили в политической жизни европейских государств? Проанализируйте причины появления на Западе социалистической идеологии. Проследите, какое влияние оказал марксизм на развитие мирового революционного движения? На ход общественного развития в России? Укажите на взаимосвязь событий мировой и отечественной истории во второй половине XIX в.

Внимательно проанализируйте причины либеральных реформ 60 - 70-х гг. в России. Подумайте, почему Александр II решил освободить крестьян от крепостной зависимости? Что стало причиной отмены крепостного права в 1861 г.? Каковы были условия крестьянской реформы? В чем Вы видите её ограниченность? Какое значение имела эта реформа для дальнейшего развития России?

Отмечая последствия и значение отмены крепостного права, подчеркните, что при всей неоднозначной оценке реформа 1861 г. нанесла смертельный удар феодализму в целом и прежде всего в экономической сфере. Раскрепощение 23 млн. помещичьих, 19 млн. государственных, 2 млн. удельных и дворцовых крестьян высвободило их энергию, и Россия совершила заметный скачок в своем экономическом развитии.

Проведение крестьянской реформы обусловило последующие либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. Масштабные преобразования затронули практически все стороны жизни России и заложили основы быстрого развития страны по капиталистическому пути.

Покажите, в чем заключалась сущность земской, городской, судебной, финансовой, военной и университетской реформ? Кому принадлежит заслуга в их осуществлении? Почему их называют либеральными? Проанализируйте, какую роль сыграли реформы в модернизации страны? В чем состояла их непоследовательность? Какова судьба реформ Александра II? Какие силы противодействовали их проведению? В чем ценность исторического опыта реформ 1860- нач. 1870-х гг.? Принципиальный характер имеет вопрос об использовании опыта других стран в проведении реформ. Каково Ваше отношение к данному вопросу? Почему пореформенная Россия, получив возможность капиталистического развития сельского хозяйства, не использовала столь прогрессивные и уже проверенные в других странах способы их осуществления?

Проведение либеральных по содержанию реформ расчистило путь для капиталистического развития России. Быстрые темпы роста экономики, завершение промышленного переворота позволили России по ряду основных показателей достичь уровня ведущих европейских государств. Подтвердите вывод конкретными примерами.

Пореформенный период ознаменовался рядом крупных мер, важнейшей из которых стала финансовая реформа С.Ю. Витте. Раскройте суть и последствия проведенной им «золотой реформы». Какое значение имел протекционистский курс С.Ю. Витте для развития страны?

В заключение покажите, что, несмотря на успехи экономического развития в конце ХIХ в., в стране оставались, как и раньше, внутренние противоречия. Распад помещичьего хозяйства и кризис самодержавного строя свидетельствовали о бесперспективности правящего режима. Проанализируйте главные особенности развития капитализма в России. Покажите, какое место занимала наша страна в системе мирового хозяйства. Подумайте, почему аграрный капитализм развивался быстрее в США, несмотря на то, что ликвидация рабства в США и отмена крепостного права в России произошли почти в одно и то же время? Более того, в России большинство крепостных крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. В чем здесь причины?

Пореформенная эпоха ознаменовалась резким обострением социальной напряженности в стране. Покажите, что это было время дальнейшего развития общественного движения по трем основным направлениям: консервативное (охранительное), либеральное и радикальное (революционно-демократическое).

Кто продолжил линию консерваторов во второй половине ХIX в.? Какое влияние оказывала она на развитие российского общества?

В чем суть русского пореформенного либерализма? Каковы его отличительные черты? Назовите имена известных представителей либерального движения. Какую роль сыграл либерализм в развитии России?

Что нового появилось в радикальном направлении общественного движения во второй половине XIХ в.? Каковы идейные основы народничества? С чем связан кризис народничества 80-х гг.? Какие методы использовали народники для достижения своих целей? Что объединяло и что разделяло революционных и либеральных народников? Назовите имена их лидеров.

Расскажите о начале распространения марксизма в России. Почему марксизм нашел приверженцев в России? Покажите, что к концу XIX в. революционеров-одиночек сменили организованные революционные группы, вооруженные марксистской теорией и непреклонные в своем стремлении свергнуть самодержавие. Какова в этом роль Г.В. Плеханова, В.И. Ленина? Какую роль в истории России сыграла марксистская идеология?


Сейчас читают про: