double arrow

Различные стороны жизни исламской женщины


Править] В современной России

Править] Международный женский день и ООН

Править] В современном мире

Править] СССР

Править] Февраль 1917

Править] Начало XX века

Править] Забастовка текстильщиц

ИсторияИстория

Заключение

Рассмотрев основные направления в развитии древнерусской культуры, можно сделать некоторые выводы.

Древнерусская культура IX – XIII в.в. стала складываться одновременно с образованием государства восточных славян. На ее формирование мощное влияние оказало эпическое наследие древних славян, принятие христианства, культурные контакты с другими странами. Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, романское – Киевская Русь создала свою самобытную национальную культуру. Быстро росло количество интереснейших архитектурных памятников, появились местные художественные входы, были созданы замечательные произведения живописи, росли города, в которых развивалось декоративно-прикладное искусство.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи – книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом Евангелии" (1056-1057), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.




В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры.

В целом в данный период на Руси была создана настолько мощная культура, что никакие беды и разрушения не могли свернуть ее с определившегося пути. Она была и осталась европейской по типу своего развития. Все попытки представить русскую культуру средневековья как восточную, азиатскую или "евразийскую" оказались бесплодными. Конечно, общение с восточными народами не прошло бесследно для русской культуры, но основной характер и направленность ее являлись европейскими.

Величественные архитектурные сооружения Древней Руси, прекрасные памятники литературы, произведения живописи, уникальные изделия декоративно-прикладного искусства – достойный вклад в мировую культуру. Древнерусская культура заложила основы для последующего развития культуры России.

Широкое распространение получила версия, согласно которой традиция отмечать Международный женский день 8 марта была положена «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды в Нью-Йорке в знак протеста против неприемлемых условий труда и низкой заработной платы. Они требовали сокращения рабочего дня, улучшения условий работы, равную с мужчинами заработную плату. Эти женщины в то время работали до 16 часов в сутки, а труд их был очень низкооплачиваемым. Однако Франсуаза Пик в нескольких статьях (в соавторстве с другими) показала, что данный факт не находит подтверждения, а легенда, вероятно, была придумана в 1955 году, чтобы отделить традицию праздника от коммунистической идеологии, что было важно для борцов за права женщин в Западной Европе и США в годы холодной войны[1][2][3]



8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошлись маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных условий оплаты с мужчинами. Кроме того, выдвигалось требование предоставления женщинам избирательного права.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Позднее, в 1910 году, делегатки из США прибыли в Копенгаген на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток, где встретились с коммунисткой Кларой Цеткин.



Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год

В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 г. в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины митинговали во Франции и России — 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, в Германии — 12 марта. В 1914 году единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. В тот год число 8 марта выпало на воскресенье.

До 1917 года полное или частичное право голоса получили женщины Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии.

23 февраля (8 марта) 1917 года во время начала беспорядков, переросших впоследствии в Февральскую революцию, работницы-текстильщицы Выборгского района Петрограда одними из первых объявили забастовку. Также по Невскому проспекту к Городской думе прошла организованная социалистами процессия с требованиями женского равноправия и хлеба[4].

23 февраля (8 марта) 1917 года является датой начала Февральской революции, в результате которой в России была свергнута монархия и установилось двоевластие Временного правительства и Петро совета[5].

8 марта 1917 г. исполком Петро совета постановил арестовать царя и его семью, конфисковать имущество и лишить гражданских прав. В Царское Село прибывает новый командующий Петроградским округом генерал Корнилов Л. Г., объявивший императрице постановление Совета министров об аресте царской семьи, и расставивший караулы, в том числе для защиты царя от взбунтовавшегося Царскосельского гарнизона[6]. 8 марта царь в Могилеве прощался с армией и издал прощальный приказ войскам, в котором завещал «сражаться до победы» и «повиноваться Временному правительству».

Открытка

Международный Женский День был популярен в мире в 1910—1920-е годы, но потом его популярность сошла на нет.

Впервые «день 8 марта» в России праздновался в 1913 году в Санкт-Петербурге, как популярное мероприятие западного общества.

В 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 8 марта (23 февраля по старому стилю) 1917 года, как одному из событий, предшествовавших Февральской революции, в результате которой была свергнута монархия[7].

С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года[8], Международный женский день стал праздником и нерабочим днём. Постепенно в СССР праздник полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин против дискриминации (согласно некоторым точкам зрения, кардинальное изменение смысла праздника в общественном сознании могло быть в большей или меньшей степени результатом преднамеренной деятельности политического руководства страны[9]), став «днём всех женщин» и приобрёл современные черты.

  Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.  

Этот день объявлен национальным выходным в некоторых бывших республиках СССР, а также в Анголе, Буркина-Фасо, Гвинее-Бисау, Камбодже, Китае, Конго (как «праздник конголезских женщин»), Лаосе, Македонии, Монголии, Непале, Северной Корее и Уганде. Наряду с 8 марта, в Армении 7 апреля отмечают национальный День материнства и красоты[10].

С 1975 года ООН, в связи с Международным годом женщин, начала 8 марта проводить Международный женский день. В 1977 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/32/142[11]) предложила государствам объявить, в соответствии с их традициями и обычаями, любой день этого года Днём борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций. Это решение было принято в связи как с Международным годом женщин, так и Международным десятилетием женщин (1976—1985 годы).

Посвященные Дню борьбы за права женщин и международный мир Организации Объединённых Наций мероприятия приурочиваются ООН к 8 марта.

Страны, в которых официально отмечается праздник 8 марта: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия(официально обыкновенный для всех рабочий день), Замбия, Камбоджа, Кыргызстан, Кирибати, Китай (официально обыкновенный для всех рабочий день), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин[источник не указан 305 дней]), Молдова, Монголия, Непал, Россия, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея.

Празднование 8 марта в России включает устоявшийся «ритуал» дарения женщинам цветов и подарков.

Ряд российских авторов и организаций (в частности, журналист Наталья Радулова) критикуют сложившиеся на территории бывшего СССР восприятие Международного женского дня и характер его празднования. По их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы[9][12].

Некоторые современные историки, проанализировав публикации Советского периода на тему Международного женского дня, говорят о том, что праздник был посвящен в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях[13].

В Русской православной церкви считают празднование Международного женского дня 8 марта, обычно совпадающего с днями Великого поста, «неуместным». По православной традиции женщин принято поздравлять в Неделю жен-мироносиц. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин[14]:

«Традиция празднования 8 Марта вошла в наш быт, но православные люди не забывают и не забудут о том, что она связана с революционными движениями, которые принесли много страданий людям».

По мнению церковного деятеля диакона Андрея Кураева, «8 марта — не день женщины, а праздник определенного типа женщин, день женщины-революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось». А в Германии равноправие мужчин и женщин закреплено в Основном законе, запрет на дискриминацию по признаку пола на работе или в оплате труда установлен законом, издано также множество правовых норм, обеспечивающих права женщин. Наряду с этим в Германии действует широкая сеть государственных и негосударственных учреждений, добивающихся равноправия полов. Благодаря «Gender Mainstreaming» политика в отношении женщин интегрирована в качестве сквозной задачи во все ведомства и органы управления. Тем самым государство берет на себя активную роль в создании равных жизненных условий для мужчин и женщин. Эти меры дают плоды: согласно GEM-индексу ООН по такому показателю, как участие женщин в экономике и политике Германия занимает 9-е место в мире.Исторический фон

Традиционная одежда арабских женщин IV—VI вв.

Для оценки влияния ислама на положение женщин нужно сперва рассмотреть статус женщины в доисламской Аравии. Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего[1] [2] . Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности[3] [4] .

Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли. Согласно исследованиям профессора Уильяма Монтгомери , ислам улучшил положение женщин, дал им права[5] . Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. Например, ограничение правоспособности женщин в соответствии с французским правом было устранено только в 1965 году[6] . Фильдман, профессор права в Гарвардском университете, отмечает[7] :

  Когда англичанине применяли свое право в отношении мусульман, как это было в некоторых колониях, результат был один - лишить женщину тех прав, которые исламские законы ей даровали. Вряд ли это можно назвать прогрессом в направлении достижения равенства полов.  

Оксфордский словарь указывает на общее улучшение положения женщин после появления ислама, отмечая признание полноценности личности женщины.

По исламу брак рассматривается как «договор», в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, до распространения ислама, давалось только родственникам мужского пола. Аннемари Шиммель говорит, что, «по сравнению с доисламским периодом, изменение положения женщины, согласно исламскому законодательству, означал огромный прогресс; женщина имела право в соответствии с законом управлять своим богатством»[8] .

Уильям Монтгомери говорит, что Мухаммада в историческом контексте своего времени можно рассматривать как фигуру, которая действовала в интересах прав женщин и значительно улучшила положение вещей; были представлены основные гарантии.

Джон Эспозито отмечает, что «Мухаммад предоставил женщинам права и привилегии в сфере семейной жизни, брака, образования и экономических связей. Права, которые помогли повысить статус женщины в обществе».







Сейчас читают про: