double arrow

Женщины в религиозной жизни


Семейная жизнь

Брачный контракт

Брак и семья

Насилие в семье

Ислам разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины[17] .

  Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют [на содержание жен] средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы [своим мужьям] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, [сначала] увещевайте, [потом] избегайте их на супружеском ложе и, [наконец], побивайте. Если же они повинуются вам, то не обижайте их. Воистину, Аллах - возвышен, велик Ан-Ниса 4:34 (Османов )  
  • «Не лучшие из вас бьют своих жён»[18] .
  • «Придерживайтесь богобоязненности по отношению к женщинам. Поистине, Аллах доверил их вам, разрешил иметь с ними близость. Они не должны позволять садиться на ваши ложи тем, кто вам не нравится. Если они сделают это, то бейте их, но не жестоко. Вы обязаны хорошо кормить и одевать их»[19] .
  • «Никто из вас не должен побивать свою жену, как побивают раба, а потом, в конце дня, иметь с ней половое сношение»[20] .

Девушка в платке

В соответствии с исламом брак не может быть принудительным [21] . Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина-не мусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж — иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции.

С другой стороны, Коран позволяет мужчинам-мусульманам брать в жены женщин из числа «людей Писания» (христианок и иудеек). Однако это является предосудительным , хоть и не запретным .

Мужчинам разрешено иметь до четырёх жён. По-мнению некоторых исламских богословов женщина имеет право прописать в контракте условие, по которому мужу запрещается брать вторую и последующую жену без её согласия[22] .

  • «На женщине женятся из-за четырёх причин: её богатства, её происхождения, её красоты и её набожности; руководствуясь последним, ты преуспеешь»[23] .

Брачный контракт представляет собой договор, по которому каждый из супругов с момента вступления в брак возлагает на себя определенные обязательства, за которые он несет ответственность.

Наиболее важными нормами брачного контракта являются:

1. устойчивость супружества и выполнение каждым из супругов условий контракта. Установление наследства между двумя сторонами. Каждому супругу разрешается наслаждаться друг с другом.
2. мужчина обязан несмотря на контракт:

  • выплатить свадебный подарок (махр).
  • возложить на себя содержание жены, во всех его формах, (пища, одежда, жилье и другое).

3. на жену возлагается:

  • утвердить за мужем право на её воспитание. Поскольку муж является главой семьи.
  • подчинение мужу во всем. Жена должна быть привязанной к его дому. Поэтому, если нет необходимости, она не должна выходить из дому без разрешения мужа.
  • ей нельзя запрещать мужу наслаждаться ею, если нет весомой причины, например, месячные кровотечения.

Коран считает любовь между мужчиной и женщиной знамением Бога [24] . Ислам выступает за гармоничные отношения между мужем и женой. Оба должны стремиться удовлетворить сексуальные и другие потребности друг друга. Ислам призывает мужей проявлять доброту к женам, а жен быть послушными своим мужьям. В Коране поощряется стремление к взаимному соглашению в семейных спорах.

В исламе не существует разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу. Они получают одинаковую награду или наказание за свои поступки [25] .

  А кто совершает праведные дела, будучи верующим, будь то мужчина или женщина, то он войдет в Рай  

В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть , в других - нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве ) перед другими женщинами. Во многих регионах мусульманского мира женщины имеют возможность реализовать себя в религиозной сфере в качестве учителей-наставниц, которые обучают детей и женщин на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и элементарным, «бытовым» , молитвам. В Средней Азии их называют отун, биби-отун, отынча и др., и их статус приравнивается к статусу муллы[26] . Для большинства же мусульманок, особенно в тех странах, где они лишены возможности посещать мечеть, местом для моления и общения с Аллахом, совершения религиозных обрядов, реализации своих духовных потребностей служат святые места (в Средней Азии их обычно называют мазарами), куда они совершают коллективные или индивидуальные паломничества в дни религиозных и семейных праздников, и в любые другие дни, когда возникает потребность в общении с Аллахом [27] .


Сейчас читают про: