double arrow

Из письма Ивана Грозного князю А. Курбскому (XVIв.)


Задание № 4. Текст с ошибками. Найдите ошибки, объясните их. Укажите правильный вариант.

Модуль №2. Московское государство.

Задание №1. Составьте краткий конспект (3-4 страницы) следующего произведения:

Ключевский В.О. Курс русской истории. – М: Мысль, 1988. – т.II. – Лекция ХХХ. - С.176-187. («Характеристика Ивана Грозного»)

Задание №2. Творческое обобщение фактологической серии: сопоставьте факты и определите, к какому периоду российской истории они относятся. Охарактеризуйте данный период, опишите названные факты.

1. восстание Хлопка Косолапа

2. смерть Бориса Годунова

1. венчание Лжедмитрия на царство

2. венчание на царство Василия Шуйского

3. осада поляками Троице-Сергиевой лавры

4. оборона Смоленска

Задание №3. Составьте кроссворд из следующих исторических терминов:

дворянин, земщина, кормление, казак, местничество, опричнина, патриарх, поместье, приказ, посад, рада, самодержавие, судебник, царь.

Посетивший Нижний Новгород иностранный путешественник описывает исторические события, связанные с этим городом, примерно следующим образом:

« Простой крепостной крестьянин Минин пришел к знатному дворянину Пожарскому; воспламененный его словом, Пожарский собрал небольшую дружину; к ним присоединились другие мужественные люди, а также монахи Троице-Сергиевой Лавры. Вместе они быстро двинулись к Москве, и Россия была спасена. У стен освобожденного города героев с воодушевлением приветствовал патриарх Гермоген. Тут же, к радости собравшихся ополченцев, при большом стечении народа глава Православной церкви благословил на царство молодого Михаила Романова».

Внимательный читатель обнаружит в этом описании не менее 7 ошибок.

Задание №5. Анализ источника. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы (только один текст, по выбору!)

5.1. А. Олеарий. Из «Описания путешествия в Московию…»

(А. Олеарий – немецкий путешественник побывал в России в 1630-х гг.)

«Русские как бы рождены для рабства. Рабами и крепостными являются все они. Подобно тому, как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими «холопами», то есть рабами и крепостными, также точно у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например, «Ивашка», а не «Иван» или «Петрушка», твой холоп.

… Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тираническим.

… Русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом, из любви к властителю своему, могут многое перенести и перестрадать, но если, при этом мера оказывается превзойденною, то и про них можно сказать: когда часть испытывает терпение, то, в конце концов, получается бешенство. В таких случаях дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей…»




Вопросы:

1. Какие реальности социально-политической жизни Московского государства отражены в данном историческом источнике?

2. Какие характеристики русской ментальности можно найти в «Описании…»?

3. Каково Ваше отношение к информации и авторским оценкам, содержащимся в источнике: Вы считаете их безусловно верными? Вы склонны критически воспринимать подобные источники? Вы отвергаете какие-то суждения автора? и т.д.

… ты бежал не от смерти, а ради славы в этой кратковременной и скоротекущей жизни и богатства ради. Если же ты, по твоим словам, праведен и благочестив, то почему же испугался безвинно погибнуть, ибо это не смерть, а воздаяние? В конце концов, все равно умрешь. … Почему же ты презрел слова апостола Павла, который вещал: «Всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Воззри на него и вдумайся: кто противится власти - противится Богу, а кто противится Богу – тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это обо всякой власти, даже о власти, добытой ценой крови и войн.

Разве это и есть – «совесть прокаженная» - держать свое царство в руках, а своим рабам не давать господствовать? …А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи.



… До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем…

Вопросы:

1. Каковы политические идеалы царя?

2. К каким аргументам прибегает царь, обосновывая свое понимание царской власти?

Задание № 6. Объясните следующие исторические выражения:

· Положить под сукно

· Кричать во всю Ивановскую

· Сирота Казанская

· «Москва от копеечной свечи сгорела».

· Шемякин суд

· «Перо страшно не у гусака, а у дьяка»

· Подноготная правда

· Видно, город велик, что семь воевод

· Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали

· «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

· Царство Москва, а мужикам тоска

· Тушинский вор

Задание № 7. Проблемные задачи: (объем ответа – 2-3 страницы)

7.1.Можно ли утверждать, что Московское царство находилось в континуитетной связи с Киевской Русью? Выделите основные черты Московской государственности.

7.2.Какие цели преследовал Иван Грозный, создавая «Избранную Раду» и опричнину? Что их объединяет, и в чем заключаются различия между ними?

7.3.Почему именно XVII стал «бунташным веком» в истории России.

Задание № 8. Эссе (выбрать одну из тем, объем – 3-4 стр., форма свободная)

· Что для Вас означает понятие «русский национальный характер»?

· Освещение каких сюжетов российской истории в учебниках вызывает у Вас наибольшее раздражение, каких – удовлетворение и почему?

· В. О. Ключевский полагал, что история России – это история постоянной колонизации. Поясните это утверждение.

· Чтобы Вы спросили у Ивана IV?

· Если бы Вы были профессиональным историком, то изучением какой темы в истории России Вы бы занялись и почему?

· Какой фильм на историческую тематику Вы бы сняли и почему?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: