Анализ источника. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы
О Карибском кризисе
О введении нэпа
2.2.
2.1.
Задание №2.
Задание №1.
Модуль 4. Советское государство
Посетите один из Томских исторических музеев (краеведческий, «следственная тюрьма НКВД», музей истории Томска). Напишите отчет в свободной форме об увиденном.
Творческое обобщение фактологической серии: сопоставьте факты, имена, географические названия и определите, к какому периоду российской истории они относятся. Охарактеризуйте данный период, опишите названные факты (выбрать только один вариант задания!)
· Реабилитация жертв массовых политических репрессий
· Бульдозерная выставка
· Первый универсам
· Белка и Стрелка
· Вынос тела Сталина из Мавзолея
· «Ни войны, ни мира»
· Красногвардейская атака на капитал
· Создание комбедов
· «Караул устал!»
· Декрет о рабочем контроле
3. Составьте кроссворд из следующих исторических терминов:
большевики, декрет, застой, индустриализация, колхоз, коллективизация, концессия, комбед, кулак, национализация, номенклатура, нэп, «оттепель», продналог, продразверстка, реабилитация, совет, совнархоз, тоталитаризм, ударники, фашизм, федерация, экспроприация, эсеры.
4. Текст с ошибками. Найдите ошибки, объясните их. Укажите правильный вариант (Только одно задание по выбору!)
Чтобы ускорить восстановление разрушенной войной экономики, В.И. Ленин санкционировал введение новой экономической политики. Разрешалась свободная торговля, аренда, концессии, частные предприятия. Новая политика вводилась всерьез и надолго. Уступки коммунистов в области экономики сопровождались либерализацией политического режима. В новых условиях возродились политические партии, свободная пресса. Конституция 1924 г. гарантировала права не только трудящихся, но и предпринимателей. Интеллигенция получила возможность свободно выезжать за границу.
Кульминационным пунктом «Холодной войны» многие считают Карибский кризис 1964 г. 1 января 1959 г на Кубе произошла революция, направленная против диктаторского режима американского ставленника Батисты, лидером которой был Ф. Кастро. Через некоторое время он заявил о социалистическом характере кубинской революции, о своей ориентации на СССР. США пытались физически ликвидировать Ф. Кастро, объявили об экономической блокаде Кубы. Была также организована высадка большой группы кубинских контрреволюционеров на остров.
С согласия кубинского руководства СССР тайно разместил на территории Кубы 42 лазерные установки, бомбардировщики Ил-28. На острове Свободы находилось 40 тыс. советских солдат и офицеров. Возникла ситуация, которая была чревата большой войной. Лидеры двух держав Н.С. Хрущев и американский президент Д. Эйзенхауэр оказались перед трудным выбором.
В результате начавшихся переговоров обе страны согласились на взаимные уступки: СССР убрал все атомные ракеты с территории Кубы, США отказались от планов вооруженной агрессии против Кубы и размещения собственных ракет на территории Турции.
«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю:
Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевизмом и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру».
1. Какие политические воззрения, по Вашему мнению, характеризует данное заявление А.В. Колчака?
5.2. Палеолог М. «Царская Россия накануне революции» - Мемуары – М-П,1923.
Мемуары французского посла в России Мориса Палеолога опираются на его дневниковые записи 1916-1917гг. Данный отрывок датирован апрелем 1917г.
«Неутомимо деятельный, он скоро нашел пламенных последователей, которых он увлек культом интернационального марксизма. …Утопист и фанатик, чуждый представлениям о невозможном и абсурдном, недоступный никакому чувству справедливости и жалости, жестокий и гордый, он отдает на службу своим мечтам неутомимую логику, необыкновенную силу убеждения и умение повелевать…. Он требует революционной диктатуры рабочих и крестьян, он проповедует, что у пролетариата нет отечества и от всей души желает поражения русской армии. Когда его химерам противопоставляют возражение, взятое из действительности, он отвечает: «Тем хуже для действительности». Напрасный труд доказывать ему, что если русская армия будет уничтожена, Россия окажется в когтях немецкого победителя, который, вдоволь поиздевавшись над ней, оставит ее в конвульсиях анархии».
1. О ком идет речь в данном фрагменте?
2. Каково отношение автора к упомянутому политическому деятелю? С чем вы согласны в приведенной характеристике, а что вам кажется спорным?
3. Каково, судя по тексту, отношение данного политического деятеля к происходящим в стране изменениям
6. Объясните следующие исторические выражения:
§ Наркомовские 100-грамм
§ «Отец народов»
§ «Прихватизация»
§ Бог создал Рай, а чёрт – Нарымский край –
§ «Ударник»
§ "антоновщина"
§ Железный занавес
§ Оттепель
§ хрущёвка
§ «Железный Феликс»
§ Показать Кузькину мать
§ «Борис – ты не прав!»
§ Лишенцы
7. Проблемные задачи: (объем ответа – 2-3 страницы; выбрать одно задание)
7.1. Сравните оценку событий Октября 1917г. двумя современными историками.
М.Восленский: «Давайте решимся высказать правду: ленинский переворот 1917 года – это не Великая Октябрьская социалистическая революция, а Октябрьская контрреволюция. Именно она явилась поворотным пунктом в истории русской антифеодальной революции. Именно после нее было сведено на нет все достигнутое в борьбе против застарелых феодальных структур России. Как иначе, если не как контрреволюцию, можно рассматривать октябрьский переворот 1917 года, заменивший в России зарождавшуюся демократию диктатурой? Разве не показали последовавшие десятилетия, что победила реакция, а не прогресс?»
В.Логинов: «Свершилась пролетарски-плебейская революция, антибуржуазная революция рабочих, солдат и крестьян. Она явилась попыткой вырваться из тупика, из той пропасти, на краю которой оказалась страна. Выход из такой экстремальной ситуации всегда связан с насилием».
Определите свою позицию и обоснуйте ее.
7.2. В исторической науке наиболее распространены четыре оценки совершенного в нашей стране в начале 30-х гг. ХХ века «великого перелома» (индустриализация, коллективизация, культурная революция)
· Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками
· Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»)
· Нэповский вариант был предпочтительнее
· На рубеже 20-30-х годов никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы
Какая из приведенных точек зрения представляется вам наиболее верной? Быть может, вы предложите что-то свое?
7.3. Известный философ и социолог ХХ века Х. Арендт считала, что в основе возникновения тоталитарных режимов лежит распад нормальных связей между людьми. Как вы понимаете данную мысль? Согласны ли вы с ней?
7.4. Выскажите свои соображения о целесообразности заключении пакта о ненападении между СССР и Германией («пакт Молотова-Риббентропа»). Согласны ли вы с мнением историка М.И.Семиряги: «Решение было принято без стратегического видения последствий этого шага, оно принималось одновариантно, без учета возможностей какой-либо альтернативы. Между тем, альтернатива существовала реально». О какой альтернативе идет речь?
7.5. Разделяете ли вы следующую мысль академика В.И.Вернадского: «Крупные неудачи нашей власти – результат ослабления ее культурности». Какие вы здесь видите причинно-следственные связи, имея в виду, что данную запись академик сделал в своем дневнике в 1941 году?
7.6. Согласны ли вы со следующим утверждением журналиста, военного корреспондента А.Боровика: «Перестройка в нашей стране началась в самой середине афганской войны. Быть может, это произошло потому, что Афганистан помог нам со всей силой осознать то кричащее противоречие, в котором находятся наши идеалы, и то, что мы творили в Афганистане»
7.7. Представляется ли вам истинным следующее утверждение, высказанное в повести Ф.Искандера «Стоянка человека»: «Когда общество отнимает у человека его социальное достоинство, его национальное достоинство начинает разрастаться, как раковая опухоль. Общество должно вернуть человеку его социальное достоинство, и тогда националистическая опухоль сама рассосется».
На какие известные вам исторические факты вы могли бы опереться, формулируя свои выводы?