Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси

Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

КРЕСТОНОСЦЫ

В конце 12 века в устье Зап. Двины высадились немецкие рыцари под видом распространения католичества (искоренения язычества) они стремились поработить местное население. В 1201г была основана крепость Рига при католическом епископе Альберте. В 1202г был создан орден меченосцев, который стал расширять свои территории, стремясь поставить под контроль торговый путь «из варяг в греки» и прибрать к рукам право сбора дани с ливов. (орден – это военная организация церковных и светских феодалов). В этом их интересы столкнулись с ПК, поэтому летом 1203г князь Владимир организовал поход и захватил крепости Икскюль и Гольм. В борьбе с крестоносцами при защите города-крепости Кукейнойс отличился князь Вячка. Он несколько раз одерживал над ними победы, но в 1208г был вынужден сжечь свою крепость. В 1209г крестоносцами был захвачен и сожжен Герцике. 5 раз они пытались захватить Полоцк. В 1210г был заключен между рижским епископом Альбертом и Владимиром (мир выгодный крестоносцам). В 1216г был подготовлен большой поход совместно полоцких дружин с племенами ливов и эстов против крестоносцев. (поход не состоялся, т. к. князя Владимира отравили). Тогда был заключен очередной мир, который получил название «Смоленская торговая правда» (мир Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой).

В 1230г начинает действовать в Прибалтике Тевтонский орден, который в 1237г объединяется с меченосцами в Ливонский орден.

Крестоносцы угрожали не только Полоцку, но и Новгороду, что привело их к политическому объединению. Так в 1240г в битве на Неве (прославился Яков полочанин), а затем в 1242г в битве на Чудском озере («Ледовое побоище») совместные новгородско-полоцкие войска под руководством Александра Ярославовича (Ал.Невский) одержали блестящие победы над немецкими рыцарями.

Проблемы с крестоносцами продолжались до Грюнвальдской битвы 1410г.

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

С востока на русские земли начали нашествие татаро-монгольские полчища. В 1223г татары разгромили объединенное войско русских и половецких князей на р. Калка. В битве погиб князь Юрий Несвижский. К 1240г татаро-монголы захватили все русские земли и часть Зап. Европы, Создали свое государство – Золотую Орду. Белорусские земли остались в стороне, однако в летописи упоминается про битву с войсками Батыя возле Бреста (1241г было разграблено Владимиро-Волынское княжество и Брестчина), про то, что некоторые города платили дань татарам и про битвы на р.Припять под Мозырем. Но установить иго (свою власть) на бел. землях татарам не удалось. В 1258г на бел-литовские земли совершил поход хан Бурундай.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание.

-начало каменному зодчеству

-развитие ремесел и торговли с др. странами

-создание художественных ценностей.

Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 1910г перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая.

Кирилл Туровский

Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст.

Клементий Смолятич, Авраамий Смоленский.

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестером. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич).

В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники – глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗО.

Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: