Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации

Развитие культуры Белоруссии во второй половине XVII — XVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Белоруссия вместе с ней переживала затяжной кризис. Подъем времен Ренессанса и Реформации сменился упадком. Активизировались силы контрреформации во главе с орденом иезуитов. Научные знания объявлялись грешными и несовместимыми с христианством.

Книгоиздательская деятельность связана с Сымоном Будным, последователем Ф.Скорины, в 1562г. В Несвиже он издал первую белорусскоязычную книгу «Катехизис», Василий Тяпинский издал «Еванелие», была написана «Грамматика» Мелентием Смотрицким, она на протяжении 17-18в. Служила учебником по церковнославянскому языку для всего восточнославянского населения. Николай Гусовский написал «Песню о зубре», знаменитую поэму о времени правления Витовта.

Была открыта Виленская иезуитская академия, первым ректором её стал Петр Скарга. Иезуитская система образования преледовала приобщение молодежи к католичеству, но при этом обеспечивала высокий уровень знаний по гуманитарным наукам.

Была заложена идея правового гос-ва в Статутах ВКЛ Однако Статуты были составлены в интересах феодалов и защищали их права.

Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов, высокие окна и двери стрельчатого очертания.Наиболее яркими примерами готической архитектуры в Беларуси являются: Костел Св. Иоанна Крестителя в д.Камаи (Поставский район), памятник, сочетающий приемы и формы оборонительного зодчества, архитектуры готики и ренессанса (1603-06), (Витебская область), Свято-Михайловская церковь в д.Сынковичи (Зельвенский район), памятник оборонительного зодчества с чертами готики (XV – начало XVI), (Гродненская область)

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.). Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмечается упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко. Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомеле, Жировичах, Снове; соборы: Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле.

Широкое распространение с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах и местечках при католических и православных духовных учебных заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения и стал средством борьбы католицизма против православья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников. Также распространение получила батлейка(кукольный театр).

Для живописи начиная с XVII в. характерно развитие церковных монументально-декоративных росписей. Особенностью стиля этих росписей является связь с традициями и приемами народного искусства. В XVIII в. декоративная живопись становится одним из важнейших наряду со скульптурой элементов художественного оформления культовых сооружений стиля барокко. В XVIII в. создавались и чрезвычайно богатые, живописные по своему характеру резные иконостасы со скульптурными изображениями святых и растительным орнаментом. Интересна и деревянная скульптура («Распятие» из Художественного музея в Минске работы резчика Казимира Круповича).

Иконопись в это время также переживает значительные изменения. Православные, чтобы отмежеваться то униатства обращаются к старовизантийскому письму.

В портрете XVII века важную роль играла не только написанная особа, но и обстановка вокруг, которая иногда имела символический или аллегорический смысл. Портреты писали как местные, так и иностранные живописцы, которых было достаточно в Речи Посполитой.

Вывод Развитие культуры ВКЛ в 16-17 в. Происходило в довольно сложных условиях (насильное введение униатства, кризис Речи Посполитой), однако направления культуры значительно прогрессировали. Издавались книги, строились замки, сильное развитие получил крепостной театр и портретный жанр. И всё это не в последней мере благодаря меценатству. Таким образом, XIV – XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: