double arrow

Живопись середины 1960-х - начала 2000-х гг


Особенности и проявления культурных процессов середины 1960-х - начала 2000-х годов

Специфика экономического, политического, социального и культурного развития страны в 1965-1984 гг. Массовый характер книгоиздания в СССР. Создание новых творческих союзов. Издание новых журналов. Радикальное развитие средств массовой информации. Остаточный принцип финансирования культурного строительства и его последствия.

Постепенная либерализация культурной жизни, преодоление стереотипов сталинского соцреализма. Адаптация отечественной культуры к современному уровню социальной жизни, все большая открытость по отношению к мировой культурной практике.

Многослойность культурной и художественной жизни. Официально признанное искусство и нарастание активности «культурной оппозиции». Начало формирования в 1960-е гг. контркультуры, альтернативного культурного пространства. “Кухонные диспуты” интеллигенции и “уход поэтов в дворники и истопники”. Ужесточение цензуры. Преследование деятелей культуры и художников, обвиненных в политической неблагонадежности. Процесс 1966 г. над писателями А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем. Рост диссидентского движения. Влияние событий в Чехословакии 1968 г. на идеологию и культуру СССР.

Тенденции к обновлению творческих приемов, тем и сюжетов в искусстве. Появление возможностей индивидуального творческого выбора. Знакомство с явлениями авангарда первой трети XX века и современным западным искусством. Восстановление «импрессионистической» и «постимпрессионистической» линий преемственности в искусстве. Опыты освоения модернистской эстетики. Постмодернизм и его проблематика. Формирование неофициального пласта в искусстве. Понятия «андерграунд», «нонконформизм», «другое искусство».

Феномен песенного, литературного и поэтического творчества В.С. Высоцкого, Р. Гамзатова, Ч. Айтматова, Э. Межелайтиса, Д. Кугультинова. Киношедевры А.А. Тарковского, С.А. Соловьева и др. мастеров советского кино.

Перестройка и современный период развития отечественной культуры и искусства. Политика гласности и художественный процесс. Поэтапное снятие запретов, ослабление цензуры. Новые темы в публицистике. Рост тиражей газет и журналов. Публикация ранее запрещенных литературных произведений. Выход на экраны “полочных” фильмов. Изменение отношения к религии и церкви. Негативные процессы в области культуры. Отсутствие четкой государственной политики. Разрушение базы отечественной кинематографии. Конфликты в театральных коллективах. Распространение низкопробной массовой культуры. Последствия социальной дифференциации общества.

Формирование современной «плюралистической» модели российской художественной культуры на рубеже XX-XXI вв. Сближение слоев художественной жизни, существовавших ранее параллельно. Начало развития рынка произведений искусства в России. Становление и развитие движения частных галерей. Свободная конкуренция различных стилей и тенденций, традиций и новаций.

Переход к обязательному среднему образованию. Сеть профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Содержание и качество образования. Негосударственные учебные заведения. Современное состояние народного образования.

Успехи в освоении космического пространства. Орбитальная станция “Мир”. Выход человека в открытый космос (А.А. Леонов). Нобелевские лауреаты: Л.Д. Ландау, П.Л. Капица, Ж.И. Алферов, Е.Г. Гинзбург. Экологические проблемы. Чернобыльская трагедия. Разрыв научных связей после распада СССР. “Утечка мозгов” за границу. Научно-технические последствия конверсии. Возросший интерес к отечественной истории.

Продолжение творческого пути старшего поколения советских художников. Национальные традиции в искусстве Т.А. Мавриной. Живопись и графика. «Сретенский бульвар». «Суздаль. Базар». «Углич». «Ростов». «Александровская слобода». Книжная графика. П.П. Оссовский. «На городской окраине». «Псковские кузнецы». «Золотые лодки. Памяти художника Григория Сороки». Эволюция творческой манеры и техники живописи «неоклассического» стиля Д.Д. Жилинского. «У моря. Семья». «Гимнасты СССР». «Портрет В.А. Фаворского». «Под старой яблоней». «Светлый натюрморт». «Зима на юге». Е.Е. Моисеенко. «Черешня». «Партизан». Б.С. Угаров. «Ленинградка. В сорок первом». «За землю, за волю». «Земля». «Возрождение».

Переход представителей «сурового стиля» к разработке народной темы. Бытовые, лирические и философские аспекты творчества В.Е. Попкова. «Двое». «Шинель отца»». «Воспоминания. Вдовы». «А.С. Пушкин. Осенние дожди». «Хороший человек была бабка Анисья». Поиск Н.И. Андроновым новых художественных и эстетических идеалов. «Ночь в Солигаличе». «Проводы». «Ко мне в гости пришел черный жеребенок».

Искусство «семидесятников». Ассоциации и символика живописи Т.Г. Назаренко. «Казнь народовольцев». «Цветы. Автопортрет». «Московский вечер». «Пугачев». Гротеск и экспрессивность живописи Н.И. Нестеровой. «Ловля бабочек». «Официант». «Букет роз». «Парк. Фонтан». «Нескучный сад». «Несение креста (Путь)». О.В. Булгакова. «Натюрморт с автопортретом». «Фигляры». «Гоголь». А.Г. Ситников. «Красный бык». «Оля (Потрет О.В. Булгаковой)».

Художники театра. Сценография и станковые работы А.П. Васильева. «Автопортрет с балбетками». «Травы». Творчество и деятельность А.А. Васильева.

Официальное искусство. Д.А. Налбандян. «Малая земля».

Искусство парадного и салонного портрета. А.М. Шилов. «Автопортрет» (1974 г.) «Сын Родины» (портрет Ю.А. Гагарина).

Обращение И.С. Глазунова к традициям академического искусства и исторической ретроспективе. Цикл «Поле Куликово». Картины «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», «Вечная Россия», «Великий эксперимент». Графические работы.

Фольклорные, философские и исторические аспекты творчества К.А. Васильева. «Гуси-лебеди». «Северный орел». «Человек с филином». «Нашествие». «Прощание славянки». «Маршал Жуков».

Современная иконопись и храмовые росписи. Архимандрит Зинон. Проблемы реставрации и сохранения иконописного наследия в музеях.

Второй русский авангард. Нонконформисты. Изменение представления о художнике, реальности, искусстве. Политическая эстетика нонконформизма. Обращение к истории абстрактного искусства, к формам сюрреализма и экспрессионизма. Формирование в 1960-1970-е гг. отличительных признаков независимого русского искусства. Концептуализм. Вовлечение нонконформизма в процесс слияния мировых художественных тенденций.

Фазы развития нонконформистского искусства. «Разрешенный» авангард. Влияние мастеров первого русского авангарда на творчество молодых художников. Неформальные союзы и группы художников. «Лианозовская группа». «Группа Сретенского бульвара». Художники «левого МОСХа» (группа «Восьми»). Группа Элия Белютина. Раскол в среде художников-новаторов. Эстетически-формальные поиски. Неофициальные выставки. Новая волна эмиграции художников. Появление новых художественных групп. Группы «Движение», «Арго», «Коллективные действия», «Гнездо», «Митьки». «Бульдозерная выставка» и выставка картин в Измайловском парке в 1974 г. Роль коллекционеров в сохранении творческого наследия неформальных художников.

Творчество художников-нонконформистов. Е. Бачурин. «Мирный сон». «Свобода». «Семья на пляже». В. Вейсберг. «Женщина в белом». «Натюрморт с Венерой». Т. Быстрова. «Ночное цветение». Е. Курейчук. «Структура». Ф. Инфантэ. «Спирали». Артефакты. «Геометрические горизонты». Д. Краснопевцев. «Крепость». «Натюрморт». Л. Кропивницкий. «Высота». «Луч из космоса». Э. Неизвестный. Графические работы «Лежащий», «Метаморфоза». Д. Плавинский. «Автопортрет». «Симфония». О. Рабин. «Ростовский звон». «Барак». «Новые дома с фонарем». В. Сидур. Графика. «Фигура». Офорты из серии «101». В. Ситников. «Обнаженная натура». «Это мое кредо». О. Целков. «Цирк». Офорт «Акробатическое движение». М. Шемякин. Офорт «Божество молчания». В. Яковлев. «Цветок». «Горный цветок». «Русская могила». «Клоун». Н. Полисский. «Митьки в Европе». Соцарт. В.А. Комар и А.Д. Меламид. «Сталин и Музы». «Происхождение социалистического реализма». «Лайка». Э.В. Булатов «Красный горизонт». « Опасно». «Слава КПСС». «Брежнев». «Революция - перестройка».

Современные жанры и течения изобразительного искусства: гиперреализм, сюррреализм, минимализм, реди-мейд, инсталляция, кинетическое искусство, перформанс, хэппенинг, боди-арт, видео-арт и др.


Сейчас читают про: