double arrow

Театр и кинематограф в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)


Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)

Культурная жизнь страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)

Изменения в культурной и художественной жизни страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Назначение уполномоченного ГКО по науке. Достижения советских ученых и изобретателей. Централизация информационной службы страны. Работа деятелей искусства в Совинформбюро и в Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Радио, кинематография и печать в годы войны. Перестройка учреждений культуры и искусства. Работа музеев и библиотек. Эвакуация образовательных, культурных учреждений и творческих организаций. Потери культурных и художественных ценностей.

Культурное развитие и искусство страны в послевоенный период. Насаждение в искусстве художественных пристрастий И.В. Сталина. Партийно-государственное регулирование работы деятелей культуры и искусства. Идеологическая компания борьбы с «низкопоклонством перед Западом». Компания борьбы против «безродных космополитов" - ученых, преподавателей, деятелей искусства.




Кончина Сталина. Курс Н.С. Хрущева на преодоление культа личности и реабилитацию жертв культа личности. «Оттепель» в культуре. Сужение функций управленческих органов и расширение самостоятельности творческих коллективов. Съезды творческой интеллигенции. Восстановление доброго имени репрессированных деятелей культуры и искусства. Расширение культурных контактов с зарубежными странами. Начало второго русского авангарда. Противоречивость культурных процессов середины 1950-х - середины 1960-х гг., переплетение консервативных и либеральных тенденций. Аресты 1957 г., направленные против зарождавшихся диссидентских групп. Новая волна закрытия церквей и монастырей. Обсуждение проблем общественного развития в литературе и искусстве.

Музыкальная культура военного времени. Симфоническая музыка. Седьмая (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича. Кантата “Александр Невский” С.С. Прокофьева. Песенное искусство: боевые, лирические и бытовые песни. А.В. Александров “Священная война”, М.И. Блантер “Катюша”, К.Я. Листов “В землянке”, Н.С. Богословский “Темная ночь”, В.П. Соловьев-Седой “Вечер на рейде”.

Государственно-партийный контроль за музыкальным искусством в послевоенные годы. Официально признанное и “неофициальное” музыкальное творчество. Деятельность Союза композиторов. Система музыкального образования в СССР. Музыкальная наука, критика. Основные музыкальные жанры. Симфоническая музыка: Д.Б. Кабалевский, А.И. Хачатурян, Т.Н. Хренников, Г.В. Свиридов.



Исполнительское искусство. Традиции русской исполнительской школы. Новые формы концерта. Участие в международных конкурсах. Конкурс им. П.И. Чайковского в Москве. Выдающиеся вокалисты: И.С. Козловский, А.С. Пирогов, С.Я. Лемешев, М.О. Рейзен, И.К. Архипова, Г.К. Отс. Музыканты-исполнители - лауреаты международных конкурсов: Э.Г. Гилельс, С.Т. Рихтер, Н.А. Петров. Просветительская работа местных консерваторий, филармоний, музыкальных обществ.

Театральное искусство в годы Великой Отечественной войны. Драматургия К.М. Симонова, А.Е. Корнейчука, Б.А. Лавренева. Актеры в составе фронтовых концертных бригад: П.М. Садовский, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Пашенная, А.К. Тарасова и др.

Киноискусство в годы Великой Отечественной войны. Документальные кинохроники Н. Вихирева, Б. Вакара, Н. Быкова, Р. Кармена, Б. Дементьева. Короткометражные фильмы о важнейших стратегических операциях (В.Н. Беляев, Е.Ю. Учитель, Ю.Я. Райзман, А.Г. Закха, И.Е. Хейфец). Тема подвига народа в художественных кинолентах “Два бойца”, “Парень из нашего города” и др.

Патриотическая тема в театральном репертуаре 1940-1950-х гг. А.А. Фадеев, Б.Ф. Чирсков, Л.М. Леонов. Теория бесконфликтности в искусстве послевоенного периода.

Московский театр “Современник” - символ “оттепели” 1960-х гг. Психология современного быта в пьесах А.В. Вампилова, М.М. Рощина, В.С. Розова. История страны в пьесах М.Н. Алексеева, М.Ф. Шатрова, Е.И. Носова. Комедии Н.Р. Эрдмана, С.В. Михалкова, Э.В. Брагинского и др. Республиканские и местные оперные театры. Рост международного престижа отечественного оперного и балетного искусства. Классический и современный репертуар. Оригинальные произведения композиторов Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кобалевского, К.П. Молчанова.



Центральные, республиканские и местные киностудии. Государственно-партийный контроль за содержанием и количеством фильмов. Госфильмофонд (киноархив) страны. Распространение звуковых и цветных художественных фильмов. Отражение демократических тенденций отечественного искусства в работах братьев Васильевых, С.А. Герасимова, И.А. Пырьева, Г.В. Александрова. Историко-патриотические фильмы послевоенного времени.

“Новая волна” в кинематографе 1960-х гг. Киношедевры М.К. Калатозова, Г.Н. Чухрая, М.М. Хуциева, Г.М. Козинцева, С.Ф. Бондарчука, Г.Н. Данелия, М.И. Ромма.

Мультипликационное (анимационное) кино. Разработка основ отечественной мультипликации В.А. Старевичем. Графическая и объемная мультипликация. Самобытные черты и творческое использование мирового опыта в советском анимационном кино. Оригинальные режиссерские работы И.П. Иванова-Вано, Л.А. Амальрика, В.С. и З.С. Брумбергов, А.Л. Птушко, В.И. Половникова, Ф.С. Хитрука.







Сейчас читают про: