Раскройте содержание основных концепций истерического развития и изложите периодизацию исторического процесса.
Укажите предмет истории. Перечислите и раскройте функции исторической науки, принципы и методы, которыми она пользуется при изучении фактов и событий.
Третья Пятилетка 1938-июнь 1941. Подготовка страны к войне.
28.05.2012
История слово греческого происхождения. Оно означает расследование, исследование, узнавание, повествование и т.д.
В науке имеется свыше 30 наименований истории. Все имеют два смысла: 1-ый это развитие человека и человеческого общества в пространстве и во времени; 2-ой это изучение исторического процесса.
История – это наука о закономерности развития человеческого общества во всем его многообразии; действительность в развитии.
Предметом истории яв-ся процесс возникновения и развития человеческого общества.
Цель истории объяснить прошлое, настоящее и заглянуть в будущее.
Наука история многоотраслевая. Она опирается и взаимодействует с другими науками (археология, этнография, источниковедение, историография)
Функции истории:
· Социальная память
- Научно-познавательная
- Прогностическая
- Воспитательная
- Формирование исторического сознания
Принципы истории (главные основополагающие положения науки)
· Принцип объективности
- Принцип историзма
- Принцип детерминизма (причинной взаимной обусловленности)
- Принцип соц.подхода
- Принцип всесторонности.
Методы
· Хронологический
- Проблемно-хронологический
- Статистический
- Системно-структурный
- Ретроспективный
- Моделирования исторических ситуаций
Основные концепции исторического развития:
1.Формационная (она опирается на сменяемость обществ, экономическая формация которую отписал Маркс, линейного временного выстраивания. Периоды: первобытность, рабовлад.обществ.формац., феодальная обществ.формац, капиталистическая общ.форм., коммунистическая общ.форм.)
2.Цивилизационная (Многомерное понятие, эта концепция охватывает все стороны жизни исторического развития)
Существует археологическая периодизация: каменный, бронзовый и железный век.
Периодизация историч процесса:
1)предыстория(4-2мл лет назад-до 8 тыс до н.э)
2)история "древнего мира"(от 8тыс до н.э-до 5 в н.э)
3)история "средних веков"(от 5 в-до рубежа 15-16 в)
4)история "нового времени"(от рубежа 15-16 в-до 20 в)
5)новейшая история(20-21 в)
3. Раскройте содержание современных взглядов на происхождение человека, перечислите основные этапы антропогенеза.
Главным событием, которое изучает история как наука, появление человека. Существует несколько теорий:
1)Эволюционная теория (от обезьяны)
2)Божественная теория (от Бога)
3)Теория внешнего вмешательства
Этапы антропогенеза:
Антропогенез-процесс выделения современного человека из животного мира.
1)В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека — австралопитека.
2) затем Питекантропы нашли в Азии
3)Неандертальцы
4) Кроманьонец – человек разумный, современный человек.
С появлением кроманьонца завершился антропогенез.
Вывод: Все, кто жил до появления письменности, городов и гос-в называют первобытными людьми.
(9-11 тыс.лет назад)
Неолитическая революция-это переход от присваивающих форм хозяйств к воспроизводящим
Причины:
1)таяние ледника(территор ледника покрылись густыми лесами, вымерли мамонты, пришлось осваивать охоту на мелкую дичь и птицу)
последствия:
Неолитическая революция способствовала изменению образа жизни чел,ускорила темпы развит человеч общества
1)появление с/х
2)разделение труда между земледелием и скотоводством
3)зарождалось неравенство (появление старост, вождей и т.д.)
4)появление элементов гос-ва
5)переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.
6)появление первых цивилизаций (Древневосточная, Иерихон и т.д.)
7)для обработки полей придумали сохи и плуги, которые тянули люди, позже в них стали впрягать быков
8)начали производить изделия из железной руды
9) рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство.
ВЫВОД! Таким образом, неолитическая революция несет закономерный этап в развитие человека и человеческого общества.Одно из главных последствий -появление с/х. Благодаря этой революции люди начали с наибольшим темпом развиваться. Это большой скачок в развитие.