Исторический процесс образования современной системы искусств

Уже в древнегреческом мифе об Аполлоне Мусагете и его Музах встречается представление о связях и различиях между отдельными формами худ. деятельности. Но первые попытки выявить строение "мира искусств" предприняты только в 18 веке. Существование множества различных способов образного воссоздания жизни - не случайно, это проявление неких системообразующих сил. Грандиозные эстетические концепции Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра построены на морфологических конструкциях, Б. Кроче яростно сопротивлялся такому подходу к миру искусств, Каган предложил рассматривать худ. кул-ру как исторически самоорганизовавшуюся и меняющую конфигурацию в процессе своего развития систему. Термин М. С. Кагана - "периодическая система художественных элементов".

1. ДВА ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вспомним свойство первобытной культуры - синкретизм. Для создания образных моделей бытия человек использовал двоякого рода возможности: те, которыми он располагал от природы сам (телодвижения, мимика, голос), и те, что предоставляла природа (камень, дерево, глина, кость, кожа, минеральные краски). Первые - естественные средства выражения духовного состояния, основные средства общения. Вторые - внечеловечны, статичны. В первом случае художественный текст неотделим от создателя. Во втором - отчуждён, "самовыражение" здесь не непосредственное, а опосредованное. Эти два типа худ. творчества положили начало двум классам искусств - чисто пространственных, процессуальных (пантомима, музыка, театр) и пространственно - временных, вещественных. До 18 века их общность не осознавалась, развивались они параллельно, не пересекаясь. Внутри каждой группы шли свои процессы, формировались городская и деревенская ветви культуры.

2. ФОЛЬКЛОР НА "МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ" ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

В отличие о худ. к-ры города, уже в древности пошедшей по пути дифференциации форм творчества, фольклор стойко сохранял синкретизм, проявлявшийся в неотрывности худ. смысла деятельности от функциональности создаваемых предметов и производимых действий (трудовых, бытовых, культовых) и в слитности средств выражения. Его элементы реально живут лишь во взаимосвязях, а не порознь.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОЛЬКЛОРА:

  Мимический Элемент   Устная проза   Словесный элемент
  Пантомима   Обрядовое действо, хороводы - игры, народная драма   Словесно - музыкальные (песенные) жанры
  Танцевальный элемент   Музыкально - хореографические жанры   Музыкальный элемент

Сколь не значительна роль фольклора в истории худ. к-ры, образование современной системы искусства связано в основном с теми процессами, что протекали в европейских городах, в сфере худ. производства.

3. ВЫДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Преодоление синкретизма в городской культуре происходило неравномерно - автономизация родов и жанров искусства протекала более последовательно, чем высвобождение худ. творчества от слитности с утилитарными формами деятельности. Так, живопись, скульптура, литература, музыка, сценическое искусство завоёвывали самостоятельность легче, нежели архитектура и прикладные искусства, которые долго сохраняли прямую сцепленность с культовыми ценностями, политической прагматикой, жизненно - практическим назначением орудий труда и быта. По сей день искусство слова, музыка, танец наряду с самостоятельным существованием прочно связаны с различными сферами практики: ораторством, художественной публицистикой, государственными гимнами, геральдикой, политической карикатурой, рекламой. Общество нуждается как в чистом искусстве (его называют "станковое", "рамочное", "концертное"), так и в прикладном, эстетически оформляющем и одухотворяющем, осмысляющем жизненную практику.

В эстетически развитой культуре пластическое творчество создаёт вокруг человека замкнутую утилитарно- художественную среду, окружающую его как бы кольцами: ближайшее - украшение самого тела, имевшее первоначально магическое либо социально - семантическое значение (сейчас: обручальное кольцо, причёска панка, татуировка). Второй круг - искусственная оболочка тела - одежда, имеющая как функциональное, так и эстетическое значение. Место талисманов, амулетов из первого круга занимают здесь ордена, пуговицы, броши. Третье кольцо - бытовая утварь и производственный инвентарь, четвёртое - интерьер, пятое - архитектура, экстерьер, шестое - архитектура средств передвижения и оформление информационной среды ( реклама, стенды, витрины), седьмое - "зелёная архитектура".

В культуре системно реализуется связь практической жизни людей с искусством, начиная с детства: сначала это оформление жизненного пространства быта ребёнка сказками, колыбельными, игрушками и играми, затем игровые моменты в процессе обучения и воспитания в садах и школах, элементы художественного развития явные - уроки музыки и рисования, и подспудные - эстетическое оформление процесса. Художественные компоненты сопровождают и всю жизнь взрослого человека. Во время ритуалов дипломатических церемоний, судебных процессов, свадеб и похорон, военных и иных парадов и шествий, митингов разыгрываются некие представления, сродни сценическим. Используются музыкальные, ораторские, телесные элементы.

Художественные элементы в жизненной практике тоже можно представить в виде колец, ближним из которых к человеку будет художественная организация быта, 2)худож. компоненты процесса образования, 3) худож. оформления праздничной сферы, 4)худ. компонент СМИ, 5) худ. обрядность в религиозном культе, политико - правовых действиях, военном быту, споте, 6) худ. элементы в производстве.

Столь широкое вторжение худ. энергии во все сферы жизни подымает утилитарное на уровень ценностного. На границе областей культуры и практической жизни людей, "мира прозы" и "мира поэзии", образуются спектральные ряды утилитарно - художественных структур. Теперь мы можем подойти к рассмотрению внутреннего царства худ. культуры (ХК).

4. ПРОЦЕСС ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Первый этап расслоения синкретически единого тела худ. творчества - обособление временного (словесно - музыкального) и пространственно - временного (актёрски - хореографического) аспектов. Уже у древних греков были эпический и лирический (от "лиры" - напевание под её аккомпанемент) жанры и искусство орхестики - сценически - танцевально - пантомимический жанр, мусическое и пластическое. Лосев отмечал высокий интеллектуальный потенциал духовной жизни носителей античной культуры при сохранении пластического мировосприятия. "Слово" и "мысль" у греков обозначались одним термином - "логос". Потребность культуры в самостоятельном функционировании словесности порождалась высоким уровнем развития абстрактного мышления, именно в Греции родилась философия - "способность разворачивать мысль из неё самой" (Ячин С.Е.). Свободное развитие словесного выражения сдерживалась сцеплённостью слова с мимикой, жестом. Словесное творчество античности в основном поэтическое, соединяющее в себе речевой и музыкальный компоненты. Зарождается и прозаически - повествовательная форма.

Вычленение словесно - музыкального способа художественного освоения мира имело и другой смысл - искусство внедрило в культуру сознание качественного отличия времени от пространства. Форма бытия духовного мира - только время, жизнь мысли и чувства есть внепространственное движение в чистом времени. Пространство может лишь образно представляться в сфере духа, в памяти, воображении, фантазии. Духовная жизнь освобождает человека от власти над ним пространства, абсолютной в нашей практической жизни.

Проблема времени является одной из важнейших в вопросе понимания сути акта творчества. Человек обладает двумя образами времени. Один он получает, наблюдая за перемещением тел в пространстве, идеальный образец - градуированное перемещение стрелки часов. Это образ физического времени. Другой образ - имманентного времени, свидетелем которого мы становимся, пребывая в сфере мысли, воображения, мечты (состояние, когда "не замечается время"). Что это - деформированное восприятие физического времени? Или именно имманентное время передаёт действительную структуру бытия, и физическое - лишь проекция бытийного времени в пространство сущего? Сознание и время тождественны, ибо мысль не имеет статуса протяжённости, но представляет собой чистое событие, фраза воспринимается нами как единое событие мысли, как одно "теперь".

В мире искусства сложилась симметричная структура: в центре - пространственно - временные искусства, воссоздающие свойственное жизненной реальности единство материальной предметности и процессуальности, по одну сторону - искусства чисто пространственные ("пластические"), по другую - чисто временные.

Вопросы к теме:

1. В чём особенность искусства как формы культуры?

2. Назовите отличие художественной деятельности от прочих способов отношения к миру?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: