double arrow

Клиническая медицина нового времени


Филомафитский

Анатомия. Андреас Везалий, Николас ван Тюльп, Рюйш, Н.А. Бидлоо.

В 17 веке центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно в Нидерланды. Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I. В 1699 Петр учредил курс лекций по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа. Преподавание анатомии с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов, затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Андреас Везалий. Основоположник современной научной анатомии. Он не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, - он обобщил и систематизировал их.

Николас ван Тюльп. Известен своими исследованиями по сравнительной анатомии, - он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом.

Рюйш. Изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, создал первый анатомический музей.

Н.А. Бидлоо. Основал первую госпитальную школу - Московскую медико-хирургическую школу, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре" на латинском языке

В России создание основ материалистического направления в физиологии связано с Филомафитским -основоположником московской физиологической школы. Вместе с Пироговым разрабатывал метод внутривенного наркоза, изучал вопросы пищеварения, переливания крови

Клиническая медицина, как и все естествознание нового времени, развивалась в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистический, метафизический материализм. С другой стороны, сам механистический материализм того времени способствовал утверждению идеалистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. возникала почва для виталистических (лат. — vitalis — жизненный) концепций, т. е. объяснения жизненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми факторами, такими как «жизненная сила», порыв и т. п. Крупнейшими представителями витализма того времени были известные медики: Георг-Эрнст фон Шталь и Самуэль Ганеман основоположник гомеопатии. Открытия в области естествознания, и в частности медико-биологических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии), существенно ослабляли метафизические концепции в медицине и укрепляли позиции материализма.




В результате клиническая медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-биологических наук, вследствие чего наблюдался значительный разрыв между передовым мышлением естествоиспытателей, вооруженных экспериментальным методом, и мышлением врачей, которые до начала XIX в. практически не использовали в своей деятельности никаких инструментальных методов обследования больного. Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины того времени от развивающегося естествознания.

Утверждение клинического метода

Обучение искусству врачевания у постели больного было свойственно древнегреческой медицине и медицине народов древнего и средневекового Востока. Однако в Европе в период господства средневековой схоластики преподавание медицины велось только по книгам, . Возрождение клинического (у постели больного) преподавания в Западной Европе в XVI в. связано с именем Джованни Баттисты Монтано , который утверждал, что «учить можно не иначе, как посещая больных». И все же инерция схоластики была слишком велика, обучение студентов в Западной Европе долгое время оставалось книжным.

Клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: