Материальная культура казахов в XV-XVIII вв (хозяйство казахов, казахские жилища, одежда, украшения и оружие)

Осн. занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов.Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние - кыстау, весенние - коктеу, летние - джайляю, осенние - кузеу. Жилищем скотоводов была юртаУ казахов сохранила свое значение охоты. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков.Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Он имеет в длину 65,5 м, ширина его 45,5 м, высота арочных порталов 37,5 м. В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи.Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой тиснения, аппликации, узорного шитья.В жизни кочевников большое значение имели военные традиции. Ношение оружия было не только правом, но и обязанностью, например, если ни собрание (курултай) мужчина является без оружия, он не имел права.Основным оружием были сабля и лук. Из других видов оружия применялись секира, кистень, одноручная булава, двуручная палица, длинные копья, украшенные кистью из конских волос, снабженные крюком для стаскивания противника с коня. Казахи сами изготавливали предметы вооружения.

Духовная культура: главными темами поэзии жырау были вопросы сплочения и единства племен, составлявших Казахское ханство, укрепление государства и ее воинской мощи. Крупнейшими представителями поэзии жырау XVI-XVIII в были Шалкииз Тленшиулы, Доспамбет жырау, Жиембет, Маргаска, Ахтамберды, Татикара, Умбетей, Бухар жырау.

Специфические особенности государственного строя Казахского ханства, своеобразие условия жизни народа породили оригинальный вид художественной культуры, который назывался «билер созi», «шешендiк создер». Творцами этого вида литературы были в основном бии, занимавшиеся главным образом судопроизводством в государстве XVI-XVIII в., а также в казахском обществе XIX в. бии эпохи заботились, прежде всего, о сохранности казахского государства и с этой целью участвовали в дипломатических миссиях или же сами направляли посольства в эти страны. Среди биев-шешенов XVI-XVIII в. по значимости своей государственной и общественной деятельности, по силе ораторского искусства и поэтического мастерства особо выделяются Толе би, Казыбек би, Айтеке би, которые получили признание не только в Казахстане, но в России, Хиве, Джунгарии и Цинской империи.

Устное народное поэтическое творчество играло все еще большую роль в духовной жизни казахского народа и жило полнокровной жизнью.

Устное народное поэтическое творчество играло все еще большую роль в духовной жизни казахского народа и жило полнокровной жизнью.

В этот период создавались новые эпические произведения и предания о батырах и ханах, организовавших и ставших во главе освободительной борьбы казахов (Есiм хан, Олжане, Абылай хан, Богембай батыр, Кабанбай батыр, Отеген батыр). Они были более историчны и более правдиво отображены жизненные факты и боевые события.

Развивалась также письменная литература, которая творилась главным образом в придворной среде и примущественно в форме исторического сочинения. Можно выделить «Бабурнаме» Захриддина Бабура, «Шайбанинаме» Бинаи, «Тарихи Рашида» Мухам Хайдара и «Жами ат Тауарих» Кадыргали бека и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: