double arrow

История возникновения орнамента. Рекомендуемая учебная и научная литература по истории России, изданная в последние годы


Электронные ресурсы

Рекомендуемая учебная и научная литература по истории России, изданная в последние годы

1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. Издательство:-Питер,2011 г.-672 с.

2. Костомаров Н.И. История России. Издательство: АСТ; СПб.: Астрель – СПб; Владимир: ВКТ,2011 г. – 1200 с.

3. Табачник Д.В., Воронин В.Н. Крестный путь Петра Столыпина. Издательство:- Фолио, 2011 г. – 314 с.

4. Федоров В.А. История России. 1861-1917. –М.: Издательство: -Юрайт, 2011 г. – 249 с.

5. Иванова Н.А. Сословное общество Российской жизни (XVIII–начало XX века). Издательство: - Новый хронограф, 2010 г. -304 с.

6. Колыванова М. Время Ивана Грозного. XVIв. – М.:ОГМА МЕДИА ГРУПП, 2010 г. – 287 с.

7. Курукин И.В. История России.XVIIIвек. М.: Издательство:- Дрофа, 2010 г. – 260 с.

8. Минаев В. В. История России XX век. Издательство: Издательство Ипполитова, 2010 г. – 279 с.

9. Павленко Н.И. Петр Великий. Издательство: - Мир энциклопедий, 2010 г. – 325 с.

10. Пляйс Я. А. Реформы в России XVIII–XX вв.: опыт и уроки. Издательство: Вузовский учебник: -ИНФРА – М, 2010 г. – 480 с.

11. Соловьев С. И. История России с древнейших временю Серия: Российская императорская библиотека. Издательство: - Эксмо, 2010 г. – 4710 с.




12. История России с древнейших времен до конца XVIIIвека.- Издательство МГУ, 2010 г. – 412 с.

13. Сословия, институты и государственная власть в России (Средние века и раннее Новое время). Издательство: - Языки славянских культур, 2010 г. – 309 с.

14. Альшиц Д.Н. От легенд к фактам. Разыскания и исследования новых источников по допетровской Руси. Издательство: - Наука, 2009 г. – 198 с.

15. История отечественного государства и права. В 2-х ч. Ч.1: учебник/под ред. О.И. Чистякова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство: - Юрайт, Высшее образование, 2009. -477 с.

16. Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика. – М.: РГГУ, 2008. – 368 с.

17. Ростопчин В.Н.: У основания консерватизма и национализма в России. Издательство: - Китеж, 2008 г. – 160 с.

18. Скрынников Р. Василий III. Издательство: - АСТ, 2008 г. - 215 с.

1. "Неизвестные страницы русской истории" - rus-sky.com/history

2. www.history.ru - "История России XX век".

3. Kolibry.astroguru.com - "Русский библиографический словарь".

4. www.rulers.narod.ru - сайт "Всемирная история в лицах".

5. www.pereplet.ru/ХРОНОС/ - "Хронос".

6. murders.kulichki.net - "Загадочные преступления прошлого".

7. www.statehistory.ru; www.hist.msu.ru - библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

8. lib.aldebaran.ru - электронная библиотека

9. www.shpl.ru - Государственная Публичная историческая Библиотека (ГПИБ России)

10. www.rsl.ru - официальный сайт: Российская государственная библиотека (История России в Рунете - обновляемый обзор веб-ресурсов)

Программа подготовлена: Кучеренко Д.В.

Рецензент: Голубь В.Ф.

Программа одобрена на заседании кафедры



Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Орнаменты — узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов — появились в древнейшие времена. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.



Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних.

В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент перестал нести какой то важный смысл и его стали использовать просто для украшения. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Декоративный китайский стиль стал образцом для японских художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить, что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу.

Декоративное искусство Японии сложилось под сильным влиянием Китая и отчасти Индии. Орнамента в строгом понимании этого слова у японцев нет. В декоре произведений японского искусства преобладают природные мотивы. Геометрических узоров сравнительно немного. Цветы, травы, ветви деревьев, бабочки, птицы, драконы и сказочные чудовища, змеи и насекомые – вот основные сюжеты в росписи фарфора, лаков, тканей, бесконечно варьируемые, преображаемые фантазией художника.

Однако в такой орнаментации есть черты, существенно отличающие ее от изделий других народов. Различие это заключается преимущественно в особенностях композиции, в расположении декора на поверхности произведения ДПИ. Для японского стиля типичны умышленная асимметрия в декоре, чувство красоты, материала, дар художественного синтеза, повторение мотивов и отсутствие перспективы в изображении, имеющие целью подчеркнуть роль поверхности. Все это ошеломило запад, когда в XIX в. он познакомился с японским искусством, и произвело переворот в представлениях художников, способствовав возникновению “ар нуво”, или, иными словами, “стиля модерн” (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства).

Принцип асимметрии, непринужденно свободное соотношение декора и формы – основные качества национальной традиции Японии. Не соподчинение узора и формы, а, наоборот, их контрастное сопоставление отличает изделия японских мастеров.

В этих произведениях всегда присутствует строгая логика и целесообразность, гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний, на точном соотношении пустого и заполненного декором пространства. Эта сложная, многогранная связь узора, формы и материала характерна для орнаментации всех видов декоративного искусства Японии.

Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упоряд оченно. «Японский живописец, выбирая тот или иной мотив, стремился не просто воспроизвести его визуальную достоверность (сосна, кипарис, пион, ирис), но найти способ передать связь его с чем-то более общим и значительным, как бы подсоединить к восприятию многовековые слои культурной памяти».

Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. В начале XVII в. особенно популярным был мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Некоторые цветы и явления природы символизируют времена года: цветы сливы в снегу — зима, цветок вишни, камелия, дерево ивы, туманная дымка — весна, пион, кукушка, цикады — лето, хризантема, алые листья клена, олень, луна — осень.

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца. «Многие узоры в японском искусстве имеют собственные названия. Например, традиционный узор сей-гай-ха (волна голубого океана). Шестигранный узор в виде пчелиных сот называется кикко (черепаший панцирь) и символизирует добрую судьбу. Круглые хризантемы образуют узор маругику, он часто использовался на тканях для кимоно. На узоре фукура-судзуме изображались воробьи, взъерошившие свои перья, чтобы согреться на морозе. На узоре хиси-мон изображались стилизованные орехи водяного каштана (хиси). Единственным элементом узора уро-ко-мон был равнобедренный треугольник; из сотен таких треугольников составлялись пирамиды разной величины».

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).







Сейчас читают про: