double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ


Литература к теме 8

• Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. - М.: Вече. 2002. с. 406-411.

• Исаев И.А. История России (традиции государственности). - М.: Юкис. 1995. с. 122-269.

• История России (Россия в мировой цивилизации). Курс лекций. /Сост. и отв. ред. Радугин A.A. - М.: Центр, 2001, с. 327-343.

• История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Учебное пособие. /Сост. Кислицин С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 237-249.

• История России в схемах: учеб. пособие / А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивонина. -М.: проспект, 2010. - 304 с. (с.284-290)

• Отечественная история: с древнейших времен до конца XX века. Учебное пособие. Под ред. Зотовой M.B. - М.: Логос, 2002, с. 527-540.

• Реформы в России XVIII-XX вв.: опыт и уроки: Учеб. пособие / Под ред. проф. Я.А. Плейса. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 493с. (с.435-471)

• Семенннкова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для высших учебных заведений. - Брянск: Курсив. 1996. с. 492-503.

• Чумаченко Э.Г. История России. 12 веков (IX-XX). Учебное пособие. - М-: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 481-507.

Учебным и учебно-тематическим планами по дисциплине «История России» предусмотрена аудиторная а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Она включает в себя различные виды и формы изучения материалов предмета с целью углубленной подготовки к семинарским занятиям и экзамену. В зависимости от задания, или по собственному желанию под руководством преподавателя студенты могут готовить письменные аналитические рефераты или исторические справки по рекомендуемым темам программы.




Основным способом самоподготовки студентов является работа с учебниками и учебными пособиями, чтение, изучение и конспектирование научных монографий, статей, сообщений, использование электронных источников. Необходимо тщательно следовать методическим указаниям, имеющимся в учебных изданиях, прибегая к различным способам запоминания материала, в том числе, возможно, пересказывая усвоенный материал вслух в обществе сокурсников. Чтение исторических текстов требует от студентов определенной эмоциональной и интеллектуальной работы, позволяющей проникнуться «духом истории», понять элементы психологической, социальной, экономической, идейной или культурной мотивации, которыми руководствовались различные исторические деятели и личности. Необходимо стремиться к развитию «исторического воображения», позволяющего реконструировать внешнюю и внутреннюю стороны исторических событий и их общественное и человеческое содержание. При этом следует соблюдать определённые методические требования:

• обращать внимание на детали, редкие имена, связи, ассоциации, совпадения, сходство исторических фактов и событий разных времён;



• учитывать разность взглядов и точек зрения на одни и те же события и периоды, стараясь определить характер исторической школы, направление, источник, а также философские, экономические и политические основания тех или иных концепций.

Взгляды современных историков либерального толка нередко кардинально отличаются от высказываний сторонников радикального, или «национально-патриотического» направления, где некоторые проблемы русской истории не рассматриваются вообще, отрицаются, либо связываются исключительно с культурно-религиозной или духовной традицией в отрыве от материальных основ жизни. Следует помнить, что «знать историю» недостаточно, да и невозможно. Историю страны, историю России необходимо понимать, понимать ее смысл и источники положительной или отрицательной исторической динамики Есть множество людей, «знающих» историю, но понимающих её внутреннее содержание, связи, закономерности нелинейных отношений - в десятки раз меньше. Знать много иностранных слов еще не значит говорить на иностранном языке.

В ходе самостоятельной работы необходимо, опираясь на классические историко-философские труды отечественных и зарубежных ученых, вырабатывать у себя устойчивые научные критерии исторической истины и объективности. При этом следует руководствоваться научно-методическим принципом: запретных тем и запретных вопросов в истории, если относиться к ней как к науке быть не может.



Значительную помощь в самостоятельной работе могут оказать электронные источники, где имеется несколько десятков адресов, содержащих значительные массивы исторической информации, в том числе исторические портреты, исторические документы, аналитические материалы, публикации, касающиеся загадок и тайн русской истории и др. Итогом самостоятельной работы являются небольшие устные, а иногда и письменные рефераты и сообщения, которые выносятся на семинар для обсуждения в группе. Доклады должны содержать наиболее важные, интересные, а иногда и спорные аспекты рассматриваемой темы. После коллективного обсуждения преподаватель оценивает качество выполненной работы.







Сейчас читают про: