double arrow

Внешнеполитический курс СССР во второй половине 1980хгг


Взаимоотношения светской и духовной власти и церковный раскол 17в.

Раскол последней трети семнадцатого века - сложное социально - религиозное движение. Но враждебность раскольников официальной церкви и государству определялась отнюдь не расхождением религиозно-обрядового характера. Ее обусловили прогрессивные стороны данного движения, его социальный состав и характер.

Идеология раскола отразила чаяния крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как консервативные, так и прогрессивные черты.

К консервативным чертам можно отнести: идеализацию и защиту старины; проповедь национальной замкнутости; враждебное отношение к распространению светских знаний пропаганда принятия мученического венца во имя "старой веры" как единственного пути спасения души;

К прогрессивным сторонам идеологического раскола следует отнести: освящение, то есть религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной властей по отношению к старообрядцам и другим верующим, не признававших официальной церкви; оценка этой репрессивной политики как действий, противоречащих христианскому вероучению.




Эти черты идеологии движения и преобладание в составе его участников крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали расколу характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что выявили народные выступления последней трети семнадцатого века. Так что борьба царских и церковных властей в то время была прежде всего борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии.

События тех времен показали, что, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в серьезное препятствие на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами. Усвоению их опыта и проведению необходимых перемен. Под лозунгом защиты православия церковная власть добивалась изоляции России. На это не пошли ни правительство царевны Софьи, ни правление Петра I. В итоге на повестку дня был поставлен вопрос о полном подчинении церковной власти и ее превращении в одно из звеньев бюрократической системы абсолютной монархии.

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.



Смена курса вызвала смену руководителя внешнеполитического ведомства. В 1985 г. вместо А.А. Громыко министром иностранных дел стал бывший первый секретарь компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. Фактически он характеризовался односторонними уступками СССР.



Основной формой внешнеполитической деятельности советского руководства стали встречи на высшем уровне. Огромное внимание в них уделялось встречам между М.С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г.; Рейкьявик, октябрь 1986 г.; Вашингтон, декабрь 1986; Москва, июль 1988 г.) и Д. Бушем. В ходе этих встреч была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Создавалась система взаимного контроля. Уступки Советского Союза были более значительными, чем уступки США. Если США ликвидировали 869 ракет, то СССР - 1752. Советские ракеты малой дальности ликвидировались не только на европейской части страны, но и на советских военных базах в ГДР и Чехословакии, а также на территории Сибири и Дальнего Востока. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнеров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене. Весной 1989 г. в СССР было принято решение о сокращении на 500 тыс. человек армии и на 14,2% расходов на оборону. Началась конверсия военного производства, т.е. перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.







Сейчас читают про: