Религия. XXIIдинастия была ливийской, а XXIII-нубийской, т.е. черной. , затем из выгоняет с престола ассирийцы, который посадил местную XXIVСаисскую династию во главе

Культура древнего Египта

Позднее царство

XXIIдинастия была ливийской, а XXIII-нубийской, т.е. черной., затем из выгоняет с престола ассирийцы, который посадил местную XXIVСаисскую династию во главе с Псавметиком I, который со временем смог прогнать ассирийцев.

Эта династия достигает расцвета в 610-595 гг. до н.э. при правлении фараона Нехо II. Египет смог вновь подчинить Ханаан. В 609 г. до н.э. армия Нехо совершила поход в город Харан, как союзник, что в северной Ассирии, тем самым совершив самый длинный поход в египетской истории.

Но это был последний подъем. Сначала из выбивают из восточного Средиземноморья вавилоняне, египтяне же запираются в границах Африки и Синая. Затем, в 525 г. до н.э. Египет захватывает Камбиз II, царь персов. А затем египет захватывает сначала Македонский, а затем Рим. Истории Египта закончилась

Преставления древних египтян определяли большинство их сознательных и несознательных действий. Эти представления мы называем культурой. И именно эти представления привлекали внимание жителей других стран, которые изучали. И понимание этих представлений для нас необходимо в том плане, что без него невозможна реконструкция исторического прошлого.

Поклонение Солнцу является основой египетской религии, поскольку в году в Египте 360 солнечных (т.е. не дождливых) дней. Поэтому неудивительно наличие множества солярных богов в египетском пантеоне, как общегосударственных, так и местных.

Первый солярный бог с точки зрения государственного культа есть Ра -бог господствующего солнца. Центральный храм в Гелиополе. Фараон титуловался как "сын Ра". Его жрецы были крайне замкнутой и непубличной кастой. Животным был жук-скарабей.

Следующий есть Амон, бог согревающего солнца, с центральным храмом в Фивах. Еще Атон, бог солнечного диска, который имел центральный храм в Эхетатоне, с периодом расцвета при Эхнатоне.

Баст (иначе Бастет), лучезарная энергия, в Бубастисе главный храм. Имеет устойчивое воплощение в виде кошки.

К солнечным примыкал Гор, бог власти и государственной мудрости. Звучал как "золотой Гор" и через это связан с солярами. Священная птица -сокол.

Также Птах, бог-зодчий, ваятель, созидатель, с храмом в Мемфисе. Осирис, покровитель мертвых и урожая, с храмом в Абидосе; бог жизни, имевший символом пшеничный колос. Себек, символ жизни, с храмом в Шедет, животное крокодил. Богиня Исида, богиня жизни, плодородия; богиня-мать. Главный храм в Филе. Бог Сет, пустыни и бурь. Тот, бог письма и мудрости, также отличался закрытым культом, как и Ра; животное -ирбис. Главный храм в Гермополе. Маат, высшая справедливость, не имеющая образа, но имеющая священную птицу -страус. Хапи, бог Нила, живая вода. Культ не имел святилищ, ибо святилищем была сама река. Культ Хапи называют народным, поскольку ему поклонялись все и всегда.

Помимо существовал множество более мелких богов, про которых мы практически ничего не знаем. Анубис, бог бальзамировщик и покровитель врачей, не имевший культа, животное -шакал. Хатхор, богиня жизни, связанная с Исидой. Апис, священный бык.

Иерархии среди египетских богов нет, не существует деления на поколения богов, они создали все, что не создали люди, они вечны, они создали людей.

Под богами жизни в Египте мы связываем богов, связанных с воскрешением или источником жизни. Бог, связанный с этой сферой, имеет в качестве атрибута анкх, т.н. "ключ жизни". Отметим, что Анубис также бог жизни.

Количество мужских и женских богов было примерно равным, но среди государственных культов было больше мужских богов, поскольку они были связаны с фараоном. Государственные культы богинь были связаны с великой царицей.

Египтяне крайне осторожно относились к животным, поскольку в их представлении они все были связаны с богами. В этой связи любая охота превращалась в ритуальное действо.

Все боги были вечными. Даже если они умирали, они затем снова воскресали.

В представлении древних народов жизнь в нашем понимании есть лишь стадия их вечной жизни.

I семестрСтр.9

В представлении древних народов жизнь в нашем понимании есть лишь стадия их вечной жизни.

Фактически, человек в части души делился на три части, а четвертый компонент -тело. Из этих компонентов души один остается в теле, второй уходит, но вероятно, теоретически, существует возможность возвращения, а третий -уходит вверх. Отсюда и идея о необходимости сохранения тела -без этого невозможно воскресение. Отсюда и закапывание бедняков просто в засушливый песок.

Сложность пышных погребений в том, что не будучи закопанным герметично в песок, тело сгнивало под воздействием воздуха. Именно поэтому погребения первых фараонов, которые не были герметичны, привели к гибели тел. Отсюда и возникновение саркофагов -"врагов гниения".

Способ мумификации искался долго и был найден или в конце Среднего, или в начале Нового царства.

Мумифицировали не всегда, а только если хоронили с доступом воздуха. Процедура была весьма недешевой и применялась преимущественно к членам царской семьи и вельможам.

Действие многоступенчатое, которое можно назвать подготовка к путешествию в загробный мир. Стадия первая -молитва жрецов и омовение тела. Потом есть передача тела жрецам Анубиса в ходе особого ритуала -бальзамировщикам. Затем извлечение внутренних органов в помещение их в специальные герметичные сосуды -канопы. Затем тело высушивали специальным составом -натроном. Затем тело изнутри набивали льном и натирали специальным составом из смеси смолы и натрона. Затем тело обматывали льняными лентами, между слоями которых прокладывали драгоценности и амулеты. Затем главный жрец храма-мастерской накладывал посмертную маску. Затем тело помещали в деревянный саркофаг и с этого момента считалось, что начался путь в загробном мире. Деревянный саркофаг обычно помещали в каменный и замуровывался.

Для попадания в мир мертвых нужно было преодолеть Реку Мертвых, заплатив за переход, а затем пройти 12 охранных врат, для преодоления которых и нужны были амулеты и драгоценности, зашитые в мумию. После врат -переход через Огненное Озеро, с помощью заклинаний и амулетов-оберегов. После озера умерший попадал в специальный зал, где были судьи. Каждый из них произносит название греха. Умерший должен был дать каждому клятву, что подобного греха он не совершал. После этого умершего проводили в Зал Суда Осириса, где Осирисом вызывалась ушедшая (вторая) часть души и помещалась на чашу весов, а на вторую часть падало перо Маат, которое суть имеет нулевой греховный вес. Если весы уравновешивались, мертвый попадал в царство мертвых, где пребывал до воскрешения. Если же душа перевешивала, Осирис отправлял грешника к специальному чудовищу, которое будет пожирать его до конца времен.

Царство Осириса иногда называется Царством Запада.

Неизвестно, как именно представляли Царство Мертвых египтяне, но ясно видна идея загробного воздаяния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: