Культура древнего Египта
Позднее царство
XXIIдинастия была ливийской, а XXIII-нубийской, т.е. черной., затем из выгоняет с престола ассирийцы, который посадил местную XXIVСаисскую династию во главе с Псавметиком I, который со временем смог прогнать ассирийцев.
Эта династия достигает расцвета в 610-595 гг. до н.э. при правлении фараона Нехо II. Египет смог вновь подчинить Ханаан. В 609 г. до н.э. армия Нехо совершила поход в город Харан, как союзник, что в северной Ассирии, тем самым совершив самый длинный поход в египетской истории.
Но это был последний подъем. Сначала из выбивают из восточного Средиземноморья вавилоняне, египтяне же запираются в границах Африки и Синая. Затем, в 525 г. до н.э. Египет захватывает Камбиз II, царь персов. А затем египет захватывает сначала Македонский, а затем Рим. Истории Египта закончилась
Преставления древних египтян определяли большинство их сознательных и несознательных действий. Эти представления мы называем культурой. И именно эти представления привлекали внимание жителей других стран, которые изучали. И понимание этих представлений для нас необходимо в том плане, что без него невозможна реконструкция исторического прошлого.
Поклонение Солнцу является основой египетской религии, поскольку в году в Египте 360 солнечных (т.е. не дождливых) дней. Поэтому неудивительно наличие множества солярных богов в египетском пантеоне, как общегосударственных, так и местных.
Первый солярный бог с точки зрения государственного культа есть Ра -бог господствующего солнца. Центральный храм в Гелиополе. Фараон титуловался как "сын Ра". Его жрецы были крайне замкнутой и непубличной кастой. Животным был жук-скарабей.
Следующий есть Амон, бог согревающего солнца, с центральным храмом в Фивах. Еще Атон, бог солнечного диска, который имел центральный храм в Эхетатоне, с периодом расцвета при Эхнатоне.
Баст (иначе Бастет), лучезарная энергия, в Бубастисе главный храм. Имеет устойчивое воплощение в виде кошки.
К солнечным примыкал Гор, бог власти и государственной мудрости. Звучал как "золотой Гор" и через это связан с солярами. Священная птица -сокол.
Также Птах, бог-зодчий, ваятель, созидатель, с храмом в Мемфисе. Осирис, покровитель мертвых и урожая, с храмом в Абидосе; бог жизни, имевший символом пшеничный колос. Себек, символ жизни, с храмом в Шедет, животное крокодил. Богиня Исида, богиня жизни, плодородия; богиня-мать. Главный храм в Филе. Бог Сет, пустыни и бурь. Тот, бог письма и мудрости, также отличался закрытым культом, как и Ра; животное -ирбис. Главный храм в Гермополе. Маат, высшая справедливость, не имеющая образа, но имеющая священную птицу -страус. Хапи, бог Нила, живая вода. Культ не имел святилищ, ибо святилищем была сама река. Культ Хапи называют народным, поскольку ему поклонялись все и всегда.
Помимо существовал множество более мелких богов, про которых мы практически ничего не знаем. Анубис, бог бальзамировщик и покровитель врачей, не имевший культа, животное -шакал. Хатхор, богиня жизни, связанная с Исидой. Апис, священный бык.
Иерархии среди египетских богов нет, не существует деления на поколения богов, они создали все, что не создали люди, они вечны, они создали людей.
Под богами жизни в Египте мы связываем богов, связанных с воскрешением или источником жизни. Бог, связанный с этой сферой, имеет в качестве атрибута анкх, т.н. "ключ жизни". Отметим, что Анубис также бог жизни.
Количество мужских и женских богов было примерно равным, но среди государственных культов было больше мужских богов, поскольку они были связаны с фараоном. Государственные культы богинь были связаны с великой царицей.
Египтяне крайне осторожно относились к животным, поскольку в их представлении они все были связаны с богами. В этой связи любая охота превращалась в ритуальное действо.
Все боги были вечными. Даже если они умирали, они затем снова воскресали.
В представлении древних народов жизнь в нашем понимании есть лишь стадия их вечной жизни.
I семестрСтр.9
В представлении древних народов жизнь в нашем понимании есть лишь стадия их вечной жизни.
Фактически, человек в части души делился на три части, а четвертый компонент -тело. Из этих компонентов души один остается в теле, второй уходит, но вероятно, теоретически, существует возможность возвращения, а третий -уходит вверх. Отсюда и идея о необходимости сохранения тела -без этого невозможно воскресение. Отсюда и закапывание бедняков просто в засушливый песок.
Сложность пышных погребений в том, что не будучи закопанным герметично в песок, тело сгнивало под воздействием воздуха. Именно поэтому погребения первых фараонов, которые не были герметичны, привели к гибели тел. Отсюда и возникновение саркофагов -"врагов гниения".
Способ мумификации искался долго и был найден или в конце Среднего, или в начале Нового царства.
Мумифицировали не всегда, а только если хоронили с доступом воздуха. Процедура была весьма недешевой и применялась преимущественно к членам царской семьи и вельможам.
Действие многоступенчатое, которое можно назвать подготовка к путешествию в загробный мир. Стадия первая -молитва жрецов и омовение тела. Потом есть передача тела жрецам Анубиса в ходе особого ритуала -бальзамировщикам. Затем извлечение внутренних органов в помещение их в специальные герметичные сосуды -канопы. Затем тело высушивали специальным составом -натроном. Затем тело изнутри набивали льном и натирали специальным составом из смеси смолы и натрона. Затем тело обматывали льняными лентами, между слоями которых прокладывали драгоценности и амулеты. Затем главный жрец храма-мастерской накладывал посмертную маску. Затем тело помещали в деревянный саркофаг и с этого момента считалось, что начался путь в загробном мире. Деревянный саркофаг обычно помещали в каменный и замуровывался.
Для попадания в мир мертвых нужно было преодолеть Реку Мертвых, заплатив за переход, а затем пройти 12 охранных врат, для преодоления которых и нужны были амулеты и драгоценности, зашитые в мумию. После врат -переход через Огненное Озеро, с помощью заклинаний и амулетов-оберегов. После озера умерший попадал в специальный зал, где были судьи. Каждый из них произносит название греха. Умерший должен был дать каждому клятву, что подобного греха он не совершал. После этого умершего проводили в Зал Суда Осириса, где Осирисом вызывалась ушедшая (вторая) часть души и помещалась на чашу весов, а на вторую часть падало перо Маат, которое суть имеет нулевой греховный вес. Если весы уравновешивались, мертвый попадал в царство мертвых, где пребывал до воскрешения. Если же душа перевешивала, Осирис отправлял грешника к специальному чудовищу, которое будет пожирать его до конца времен.
Царство Осириса иногда называется Царством Запада.
Неизвестно, как именно представляли Царство Мертвых египтяне, но ясно видна идея загробного воздаяния.