double arrow

Особенности итальянского искусства эпохи Возрождения. Творчество Джотто

Творчество крупнейших древнерусских художников: Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.

Феофан Грек. В конце XIV в. в Новгороде появляется Мастер, оставивший заметный след в русском искусстве, — Феофан Грек. Покинув Византию, где культура вступает в полосу упадка, Феофан находит на Руси благоприятную почву для творчества и широкое признание. Наиболее достоверным созданием Феофана являются росписи Спасо-Преображенской церкви в Новгороде. Самое сильное впечатление оставляют образы старцев. В них художник выразил трагическую сложность душевных переживаний, напряженность борьбы, внутренний разлад.

Феофан внес в живопись XIV в. страсть, движение, свободную живописную лепку. Мастера Новгорода и Москвы испытали на себе воздействие его дарования, что не помешало им искать собственные пути и решения в искусстве. В этот период работает группа русских мастеров, создавших лучшие образцы новгородской стенописи. Самыми значительными в художественном отношении являются росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора Стратилата (вторая половина XIV в.).

Андрей Рублев. Московская живопись XV века развивалась под воздействием личности гениального русского живописца Андрея Рублева и в течение всего века сохраняла верность лучшим традициям этого прославленного мастера. В «Троице» три ангела символизируют единство, согласие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются одна с другой. Мир, согласие, любовь—вот к чему призывал современников Андрей Рублев.

Не только в Москве можно увидеть творения великого мастера. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным, своим товарищем, расписал Успенский собор во Владимире. Здесь до наших дней сохранились фрески на тему «страшного суда» (по церковным догмам — это божий суд над грешниками и воздаяние праведникам, которые якобы произойдут во времена «конца света»). Средневековые мастера обычно в трактовке «страшного суда» особо выделяли изображение адских мук. Андрей Рублев сумел придать этой сцене глубокий гуманизм.

Дионисий . В период упрочения Московского государства, образования феодальной монархии (конец XV в.) искусство начинает служить прежде всего авторитету царской власти. В эти переломные годы в Москве работает замечательный мастер Дионисий (ок. 1440 — ок. 1506), который творчески продолжил традиции Андрея Рублева. Однако в отличие от него Дионисий был не монахом, а мирянином, и это наложило отпечаток на его творчество. В искусстве Дионисия преобладают настроения торжественной праздничности, победного ликования.

В глубокой старости Дионисий совместно с учениками расписывает храм в Ферапонтовом монастыре (1500—1502). Этот единственный известный нам памятник его монументальной живописи принадлежит к шедеврам древнерусского искусства. Дионисий был последним среди великих живописцев Древней Руси. Его творчество замыкает золотой век древнерусской живописи.

Симон Ушаков. Среди царских живописцев наиболее видное, место занимает Симон Ушаков (1626—1686). Его творчество было разносторонним: он писал иконы, пробовал силы в портрете, сделал несколько гравюр. В многократно повторенных изображениях «Нерукотворного Спаса» Ушаков пытался мягкой лепкой сообщить установившемуся на Руси типу «благостного Христа» человеческую красоту, земную телесность и даже материальность.

Итальянское искусство эпохи Возрождения носило ярко выраженный гуманистический характер и на всех этапах почти трехвекового развития представлено памятниками высочайшей художественно-эстетической значимости. В различных областях Италии складываются местные школы живописи, выдвигающие, художников, чьи творческие искания венчают гении мирового значения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Раньше всего художественные идеалы Возрождения проявились в передовых итальянских республиках, в частности во Флоренции. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне. Персонажи священных писаний обретают в его росписях жизненность, глубину чувств, фигуры - мощную пластичность.

Джотто, сохраняя традиции готического искусства, впервые в истории итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, создав, таким образом, независимое от зрителя живописное пространство, чем немало удивил своих современников. Характерные для ранних работ Джотто яркий свет и тщательная проработка деталей тесно связаны между собой. Появление чувства пространства, композиционное мастерство Джотто, искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя, необычно светлые тона фресок, умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков — все эти черты проявились в творчестве Джотто достаточно рано и стали характерными приметами его неповторимого стиля.

Работы Джотто: " Мадонна с младенцем", " Скорбящий ангел", " Рождество Христово", и т.д.


Сейчас читают про: