Особенности изобразительного искусства и архитектуры Византии IV—XV веков.
Искусство Византии занимает видное место в истории средневекового художественного творчества. Византийские мастера, воспринимая традиции эллинистического искусства и искусства народов, населявших империю, создали на этой основе свой собственный художественный стиль. Но церковное влияние сказывалось и здесь. Византийское искусство стремилось увести человека от земных страданий и бед в мир религиозной мистики. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. Ведущей формой живописи в Византии была настенная мозаика и фреска. Имела распространение также станковая живопись — иконопись — на досках темперой, а в ранний период (VI в.) — восковыми красками. Большой популярностью пользовалась и книжная миниатюра.
Высокого художественного и технического уровня в ранневизантийский период достигла архитектура, и это наглядно проявилось в строительстве храмов. Храмы в Византии имели свою отличительную черту - скромные снаружи и роскошные внутри. Это связано с тем, что церковь в христианской религии мыслится не как обиталище бога, а как место, где собирается для участия в таинстве община верующих. Поэтому организация внутреннего пространства храма становится главной задачей зодчих. Внутреннее пространство должно было отвечать целому ряду требований: быть вместительным, удобным для совершения ритуала, разграничивать места священнослужителей и «паствы», выделять особое место для алтаря и, наконец, иметь всю символику, которой пронизано церковное христианское искусство.
Константинопольский храм Софии- это храм, считавшийся чудом искусства, был выстроен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Внутри он поражает своей пространственностью, воздушностью гигантского тридцатиметрового в диаметре купола, богатством аспектов.
Термин «романский стиль» применяется к искусству XI-XII вв., он условен и возник в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи - полосатые фоны. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123—50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Романская архитектура поражает своей мощью, суровым сдержанным характером, скульптура - беспокойным мятущимся духом. Главными типами архитектурных сооружений были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Тяжёлое и мрачное величие романской архитектуры, использовавшей тип старой римской базилики, выразило мироощущение западноевропейского общества, пронизанное духом воинственности и постоянной потребности самозащиты. Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.