Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

Контрольные вопросы и задания для СРС

1. Каковы общие черты и особенности развития Руси и стран Западной Европы в XIII-XV вв.?

2. Когда и при каком московском великом князе появился российский государственный герб? Раскройте смысл изображения на гербе.

3. Какова сущность и направленность реформ Ивана IV Грозного? Что нового появилось в политическом строе России в период его царствования?

XVII век явился временем глобальных перемен. Для Европы они выразились, прежде всего, в быстром развитии капиталистических отношений и их качественном совершенствовании. Начался новый, промышленный (мануфактурный) этап становления капитализма.

Развитие России в XVII столетии не укладывалось в европейские стандарты. Важнейшим фактором, придававшем своеобразие стране, явился особый тип феодализма. Россия к концу XVI века вплотную подошла в своей общественной организации к восточной деспотии. Утвердились отношения подданства: единоличная власть царя, корпоративность в организации общества. Цена за подобный сдвиг была заплачена большая - замедление развития. Московское общество было малоподвижным, ощутимо отставало от Европы. При приемниках Ивана Грозного мощная деспотическая система начала давать сбои. В начале XVII века страна подошла к стадии социальной катастрофы. По выражению В.О. Ключевского, в период 1598-1613 гг. Россия пережила "смутное время".

Современные историки определяют этот период как время выбора альтернатив развития страны. Поскольку в период Древней Руси утверждались тенденции прогрессивного типа, и элементы этого типа сохранились (новгородские земли), то во время смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, и, следовательно, превратиться в обычную деспотию, или вернуться на европейский путь, что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу. В смутное время развернулась борьба общественных сил за выбор пути развития.

Главным дестабилизирующим фактором Смутного времени была жестокая политика Ивана Грозного с целью утверждения единоличной власти в стране. Эта политика проводилась путем террора и насилия. К концу XVI века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. В запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центры (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Более 50% пашни оставались необработанными.

Второй причиной неустойчивости общества стало укрепление крепостного права. В 1581 г. впервые были введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. В 1597 г. был издан указ о сыске беглых крестьян. В 1603 г. Борис Годунов отказался от восстановления Юрьева дня.

Причиной смуты явился кризис дворянского сословия. Земли за военную службу дворяне получили в начале XVI века. Но к началу XVII века эти земли были разделены среди сыновей, превратились в небольшие наделы. Большинство дворян разорились и потеряли свой статус в период опричнины. Этот кризис ослаблял вооруженные силы государства.

Смута усугублялась вмешательством в русские дела шведов и поляков. Началась открытая интервенция, которая привела к подъему освободительного движения. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении.

Поводом для смуты послужил династический кризис. После смерти бездетного царя Федора - сына Ивана Грозного - прекратилась династия Рюриковичей. В этом же году Земский собор избрал царем Бориса Годунова, члена регентского совета при Федоре.

Выделим основные этапы смуты и рассмотрим их особенности.

Первый этап смуты: 1598-1605 гг.

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации системы, но управляемость сохранилась. Годунов, безусловно, был крупным государственным деятелем, политиком талантливым, осторожным и настойчивым. Он проявлял живой интерес к науке, к успехам западной цивилизации царь Борис впервые предпринял попытки ликвидировать культурное отставание России от Запада. Для этого он широко "открыл двери" иностранным специалистам, отправлял за границу на учебу дворянских детей. При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания. Во многих городах были открыты типографии. Годунов вынашивал планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам. Много внимания уделялось городам. Они превращались в очаги культуры, развивалась торговля, причем поощрялась торговля с Западом. В частности, большие льготы получили немецкие купцы (ссуды от казны, свободное передвижение по стране, создание гостиных дворов).

В 1589 г. при Б. Годунове было учреждено патриаршество. Русская православная церковь теперь юридически оформила свою независимость от греческой церкви в Константинополе. Это было крупным событием, укрепившим престиж и духовную независимость страны. Ему удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и возвратить - в результате войны со Швецией в 1590-1593 гг. - Иван-город, Ям, Копорье и Корелу.

Во внутренних преобразованиях Борис Годунов делал ставку на служилых людей (бюрократию). Дворяне получили льготы. Барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом. Основная тяжесть разорительных налогов легла на крестьянство. Продолжилась политика закрепощения и ужесточения крепостного права.

В целом политика Б. Годунова была умеренной и непоследовательной. Его новшества касались в основном городского населения, которое составляло не более 2%. Основной массе населения страны - крестьянам - политика Бориса не принесла ничего нового. Дворяне усиливали эксплуатацию крестьян в своих поместьях. Крестьяне бунтовали, убивали помещиков, бежали на окраины. Развитие шло медленно, положение народа было бедственным. В 1601-1603 гг. разразился страшный голод, погибли более 120 тыс. человек. В 1603 г. восстания крестьян по всей стране приняли массовый характер. Авторитет Годунова падал. Некоторые историки считают, что если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, которые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше. Однако этого не случилось. Царь Борис скончался в 1605 г. Таким образом, возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны.

Второй этап смуты: 1605-1609 гг.

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политического центра. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью государства. Шведские и польские войска стремительно продвигались вглубь Российского государства. Многие города и земли самостоятельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции. От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань. В этих условиях окрепли традиции прямой демократии. Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах.

На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1603 г. в Польше появился человек, назвавшийся именем сына Ивана IV - Дмитрием, который уже 12 лет считался убитым. Самозванство была новым для российской политической традиции и явно носило "авторский" характер. Многие историки полагают, что создателями этой идеи были враги Годунова - бояре Романовы, в доме которых некоторое время жил исполнитель главной роли - бедный галицкий дворянин Григорий Отрепьев.

В 1604 г. Лжедмитрий I с двухтысячным наемным войском вторгся в пределы России. Он обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку. При неудачах это войско разбегалось. Но ситуация в стране способствовала успеху Лжедмитрия I. Восстания потрясали Россию. Часто казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя и вливались в его вооруженные силы. Летом 1605 г. Лжедмитрий I стал царем. Он распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Перед ним стояла проблема организации управления страной, остановки распада. Что Лжедмитрий I считал первостепенно важным? Прежде всего, водворение в стране правопорядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Он поручил составить новый общерусский свод законов, запретил взятки и лично принимал жалобы от обиженных. Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ. Самозванец ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве. Он снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. Он говорил в беседах: "Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры...". Он проповедовал свободу совести. Лжедмитрий I подчеркивал превосходство европейцев над русскими, насмехался над русскими предрассудками, носил иноземное платье, окружил себя иностранцами. Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться.

Известный российский историк Н.И. Костомаров писал о Лжедмитрии I: "Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого государства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиозной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, указывало им на иную жизнь".

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к светскому государству. Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления. Такой лидер не мог обрести поддержку общества. Боярская дума взяла правителя под свою плотную опеку и решительно гасила его реформаторский пыл. Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками, во главе которых стоял клан князей Шуйских.

19 мая 1606 г. российским царем был провозглашен Василий Шуйский. Новый царь дал обещание не применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к своим врагам без согласия Боярской думы. Форма власти изменилась: вместо "прямого наследника" Ивана Грозного страна получила диктатуру высшей столичной аристократии. Но и это решение оказалось несостоятельным. Четырехлетнее правление Шуйского и Боярской думы принесло России лишь новые испытания. Желанная стабильность не была достигнута. Летом 1606 г. началось крестьянское восстание под руководством И. Болотникова. После разгрома отрядов Болотникова (осень 1607 г.) появился безымянный авантюрист - Лжедмитрий II - ставленник польских феодалов. Его отряды, в которых преобладали казаки и польские наемники, подошли к Москве, но взять ее не смогли. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге.

Итак, на втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было, наступило время собирать камни.

Третий этап смуты: 1610-1613 гг.

На третьем этапе гражданская война в России осложнилась вторжением в 1610 г. польских войск с запада и шведских войск - с северо-запада. Устранив от власти В. Шуйского в 1610 г., московская аристократия создала собственное правительство - "Семибоярщину" - и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. Московское боярство стремилось реализовать переход России на европейский путь развития, используя польские войска и поддержку, а также польскую династию. Избрание российским царем наследника польского престола Владислава было оговорено рядом условий: принятие Владиславом православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципиально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, что снимало угрозу присоединения России к Польше. Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут католичество). Предусматривалась также женитьба Владислава на православной невесте, уход польских войск с территории Московского государства, отпуск всех русских пленных домой. Таким образом предполагалось, что Российское государство останется независимым.

Любопытно, что в ходе переговоров оговаривалось европейское устройство Московского государства. Предусматривалось ввести разделение властей. Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законодательная власть - законодательствует "вся земля", то есть Земский собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей). Договор с польской стороны был подписан 17 августа 1610 г. Следует отметить, что соглашение не предусматривало отмену крепостного права или его ослабление. Специально оговаривалось, что крепостное право останется нерушимым. Этот договор открыл ворота Кремля польскому гарнизону, который выступал от имени царя Владислава.

Такой план некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Оскорбленные в своих патриотических и религиозных чувствах, измученные долгими годами анархии, люди жаждали восстановления утраченного государственного порядка без иностранного влияния. Патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий призвали народ к священной войне с "латинянами".

Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от иностранных войск. Первое народное ополчение (1611 г.) было разгромлено поляками, которые ввели свои войска в страну и заняли Москву. Успешным было второе ополчение. Его лидерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегородский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки. Ополченцами были не только русские. Народы Поволжья принимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов. Есть свидетельства, что жители Украины также принимали участие в ополчении. Любопытно, что ополченцы называли себя "свободными людьми" и думали не только о военных задачах (вытеснить поляков из русских земель), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, посольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления русской государственности. В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва. Ополчение выполнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло.

После освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление государственности. По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора. Он собрался в январе 1613 г. Состав его был представительным. Здесь были бояре, высшее духовенство, дворяне, служилые люди, люди посада. Были представители от казачества и свободных крестьян-общинников (всего около 700 человек). 21 февраля 1613 года на царство был избран 16-летний Михаил Романов, сын митрополита русской православной церкви - Филарета (Федора Романова). Данный кандидат устраивал все слои русского общества. Романовы были своими для родовитого боярства, для людей, связанных с опричниной И. Грозного, и в то же время для лиц, пострадавших от опричнины: семья нового царя не была замешана в терроре 70-х гг. XVI века. И, наконец, борьба Филарета с поляками рождало иллюзии о "справедливой" власти у казачества и крестьянства.

Что означало избрание царем Михаила Романова с точки зрения перспектив развития? Это свидетельство того, что большинство высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями. Смута преподнесла важный урок: свободный выбор показал, что большинство было привержено традициям ощинности, коллективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Получив корону, бояре Романовы сумели подняться до осознания общенациональных задач, главной из которых было преодоление анархии. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период смуты.

XVII век в России был назван современниками "бунташным". Народные восстания начала века (Хлопка, Болотникова и др.) открыли целую эпоху мощных социальных потрясений. В последующие годы произошли крестьянская война под предводительством С. Разина, сильные городские восстания, в том числе в Москве. Вызваны они были усилением натиска феодалов, государства на народные низы, окончательным закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Налоговое бремя, рост различных злоупотреблений властей не могли не вызвать энергичной реакции со стороны народных масс. Введение в действие нового кодекса законов, "Соборного уложения" 1649 г., жестокий сыск беглых, войны с Польшей и Швецией накаляли и без того напряженное положение в государстве.

В основе всего этого - "усиление социального неравенства", которое "еще усиливалось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы" (В.О. Ключевский): с одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепостных крестьян и холопов.

Из-за резкого увеличения налогов в 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание городского посада. Город на некоторое время оказался в руках восставших. Это заставило Алексея Михайловича удовлетворить требования народа, выдать некоторых ненавистных бояр на растерзание восставшим. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование, восстание удалось подавить. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 гг.) восстания прошли в 30 русских городах.

Тяжелый след в жизни страны оставила чума (1654-1655 гг.), унесшая десятки тысяч жизней.

В поисках выхода из тяжелого финансового положения правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (с 1654 г.). За 8 лет медных монет было выпущено так много (в том числе и фальшивых), что они совершенно обесценились. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги, жалование также платили медными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Летом 1662 г. началось новое восстание, которое жестоко было подавлено стрельцами. Погибло более 7 тыс. москвичей. Правительство вынуждено было принять меры для успокоения масс, была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными.

Городские восстания середины века оказались прелюдией крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина (1670-1671 гг.). Зачинателем ее стало донское казачество, а сам Разин, поднимая народ против "изменников бояр", выступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому времени уже умершего.

Казачья вольница

Донская вольница всегда привлекала беглых крестьян. Здесь они были защищены действием неписаного закона: "с Дона выдачи нет". Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалование и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Основная масса казаков, особенно новоприхожих беглецов, жила бедно. Земледелием казаки не занимались, жалования, которое получали из Москвы, не хватало. Чтобы прожить, устраивали походы "за зипунами" - за добычей на Волгу или "за море". Царские власти с опаской и недовольством следили за Доном и другими казачьими областями. Их опорой становились богатые казаки, вступавшие в сговор с московскими боярами.

Область Войска Донского к середине столетия с трех сторон - севера, запада и востока - окружали царские владения. Походы на Волгу становились трудней, по реке ставилось все больше сильных крепостей, городов, выход на Каспий преграждала Астрахань с мощным кремлем и сильным гарнизоном. В 1660 г. турки перегородили цепями Дон у Азова, и возможность вырваться на азовские и черноморские просторы почти исчезла.

К середине 60-х годов положение на Дону ухудшилось до крайности. Здесь скопилось большое количество беглых. Начался голод. Все чаще верховые казаки стали предпринимать свои разбойные походы по Волге к берегам Каспия. В 1667 г. один из таких походов возглавил донской казак С. Разин. Он происходил из домовитого казачества. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. С казацким посольством бывал в Москве. Как талантливый руководитель С. Разин пользовался огромным авторитетом у народа, и не случайно о нем были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.

Действия восставших с самого начала их похода на Дон и Волгу, помимо "разбойных" моментов (грабежи и расправа), отличают четкие и ясно выраженные антифеодальные черты: расправы над богатыми казаками, купцами, борьба с царскими ратниками, включение в отряд освобожденных от неволи ссыльных, а также недовольных своим положением работных и других людей. У Разина было уже 1,5 тыс. человек, когда отряд проплывал мимо Царицына, Астрахани, вышел в море, затем поднялся по реке Яик к Яицкому городку. Московские власти в период этого похода посылали, с одной стороны, против "воров" войска, меняли астраханских воевод; с другой - "милостивую грамоту" Разину с обещанием прощения, если он вернется на Дон, "от воровства отстанет". Но он и его ватажники отказались от "милости".

Зиму 1668 г. разницы провели в Яицком городке. В 1668-1669 гг. они подвергли опустошительному набегу каспийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С.Т. Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком городке. Увидев в движении С. Разина возможность от избавления от крепостной неволи, народ стекался в Кагальницкий городок.

Весной 1670 г. С. Разин начал новый поход на Волге. Этот поход носил открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служивые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др.

В "прелестных письмах" Разина излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, "изменников выводить и мирских кравапивцев выводить".

Весной 1670 г. Разин занял Царицын, летом того же года - Астрахань. После этого армия восставших двинулась вверх по Волге, захватив без боя Саратов и Самару. Осада хорошо укрепленной крепости Симбирск затянулась. Крестьянская война охватила громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.

Осенью 1670 г. царь произвел смотр дворянского ополчения. На подавление восстания двинулась 30-тысячная армия. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско Разина было разбито, а сам руководитель повстанцев тяжелораненым был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили его и выдали правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

По ожесточенности столкновений, противостояния двух враждебных лагерей разинское восстание стало одним из самых мощных народных движений "бунташного века". Эта война заставила правительство искать пути укрепления существовавшего строя. Была усилена власть на местах, проведена реформа податного обложения, усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: