double arrow

Из всей судебной системы большинство дел разбиралось в приказах. Статья 2 устанавливала наличие определенной подсудности для различного рода дел


Статья 1 Судебника 1497 г. впервые установила различие между судебной деятельностью главы государства - великого князя - и судебной деятельностью бояр. Суд осуществляли бояре или окольничие в присутствии государственного чиновника - дьяка. Появление дьяка на боярском суде означало ограничение боярских привилегий в области отправления правосудия.

Боярская Дума являлась связующим звеном между судом великого князя и остальными судебными инстанциями.

Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, а также являлся высшей апелляционной инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами.

В период сложившегося Русского централизованного государства суд не был отделен от органов власти и управления.

Уголовный процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.

Предпосылки, этапы и методы образования русского централизованного государства.

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси выросло и крепло Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая, соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

По своему государственному строю Владимиро-Суздальское княжество представляло раннефеодальную монархию. В XIII в. отношения между великим князем и удельными князьями определялись на основе сюзеренитета-вассалитета. Великий князь Владимиро-Суздальского княжества был носителем верховной власти. Органами управления Владимиро-Суздальского княжества были совет при князе, вече и феодальные съезды. Местное управление находилось в руках наместников и волостей, являвшихся представителями великого князя на местах и осуществлявших все функции управления и суда в отношении подвластного населения от имени самого князя.

Законодательной основой Владимиро-Суздальской земли была система права Древнерусского государства: Русская Правда применялась здесь более длительное время, чем в дру¬гих частях Руси.

Централизация русских земель включала два процесса:

1) объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы;

2) создание централизованного госаппарата и структуры власти в Московском государстве.

Русское централизованное государство сложилось в XIV-XVI вв.

Предпосылки образования русского централизованного государства:

- экономические — интенсивность развития сельхоз-производства, рост феодального землевладения и включение феодального хозяйства в торговлю, появление новых городов — центров торговли и ремесла, расширение экономических связей и товарно-денежных отношений;

- социальные — увеличивается зависимость крестьян от крупных землевладельцев, и одновременно растет сопротивление крестьян, выявляется необходимость в сильной централизованной власти;

- политические:

-внутренние — в XIV—XVI вв. московские князья строят государственный аппарат для укрепления своей власти, значительно возрастает и расширяется власть Московского княжества;

- внешне-политические — свержение татаро-монгольского ига, тормозившего развитие Русского государства и восстановление независимости Руси. Это требовало всеобщего объединения против монголов с юга, литовцев и шведов с запада.

Объединение земель вокруг Москвы и Московского княжества происходило с конца XIII до начала XVI в. Причины усиления роли Москвы:

- удачное экономическое и географическое положение;

- Москва была обособлена от внешней политики и стала центром национально-освободительной борьбы;

- ее поддерживали крупнейшие русские города — Кострома, Нижний Новгород;

-Москва являлась центром православия на Руси;

- отсутствие внутренней борьбы за престол среди московской знати.

Судебник 1497 г. устанавливал виды судебных органов: государственные, духовные, вотчинные, помещичьи.

Боярская Дума в качестве суда первой инстанции судила своих собственных членов, должностных лиц приказов и местных судей. В Боярскую Думу переходили дела от приказных судей обычно в двух случаях; когда между приказными судьями при решении дела не было единогласия или когда отсутствовали точные указания в законе. Жалобщика следует направить к тому судье, "которому люди приказаны ведати". Это давало возможность судьям во время судебных тяжб защищать позиции феодалов и отказывать крестьянам, ведущим с ними спор за землю, потому что они своевременно не искали управы.

Судебник 1550 г., выделяя приказы как основные судебные центральные органы, ввел статьи, определяющие порядок их деятельности, уточнил внутренний распорядок судебного производства (ст. 28, 29), указал на строгое хранение документов судебного делопроизводства в помещении приказа: "... Держать те дела у себя за своею печатью".

На местах судебная власть принадлежала наместникам и волостелям. Первые могли решать все дела и применять все наказания. Вторые не имели права применять смертные казни без доклада центральной власти (ст. 43 Судебника 1497 г.). Эта статья запрещала должностным лицам наместничьего управления отпускать на свободу "татя и душегуба" и принимать "без доклада какие-либо решения в отношении лихих людей". Статья 38 Судебника 1497 г. требует, чтобы в суде наместников и волостелей участвовали представители местного населения.


Сейчас читают про: