К выдвинул идею всеобщего начального обучения. Через все педагогические сочинения К, в особенности же через его главное сочинение — «Великую дидактику», проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у К при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.
К, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый. В основу этого деления он кладет возрастные особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л) — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость (от 18 до 24 л) — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К намечает особую ступень образования: для детей до 6 лет - материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества - шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей - в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. - сознательности учения. При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. – систематичность обучения. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
- последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. –
посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.- прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.
К установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
К высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.
10. «великая дидактика» ЯА Каменского, ее философско-педагогическая проблематика, значение для современного учителя.
"Великая дидактика", изданная в окончательном варианте в 1657 году и представляющая универсальное искусство "обучения всему всех ". Коменский считал ее единственной наукой, включающей в себя проблемы обучения и воспитания.
Мотивы, которые склонили Коменского к занятию искусством обучения всех всему, носили социальный характер.
На этом фоне понятными становятся демократические стремления Коменского, реализацией которых должна была служить его "Великая дидактика". В ней он писал:" В школы следует привлекать не только детей богатых и знатных, но и одинаково всех: благородных, плебеев, богатых и бедных, мальчиков и девочек, из городов и сел".
Общее образование, которого добивался Коменский, должно было быть всесторонним и практически полезным, чтобы дети были подготовлены на все случаи жизни.
В основе дидактических взглядов Коменского лежит сенсуалистическая теория познания. Признавая, что истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависит прежде всего от показаний органов чувств, Коменский особое внимание уделял принципу наглядности в обучении. В "Великой дидактике" он представлял ее следующим образом: "Пусть это будет золотым принципом для обучаемых, чтобы доверяли только чувствам в чем только могут: воспринимали только видимые глазу вещи, слышали слышимое, воспринимали запахи, чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали осязаемое, а если что-то подвластно нескольким чувствам, то следует доверять сразу нескольким".
Забота Каменского об охвате обучением всех людей нашла свое выражение в его работе, направленной на создание универсального метода обучения.
Между этой методикой и схоластическими методами должна быть, такая же разница, как между средневековым искусством переписывания книг и типографским искусством. Зло схоластического метода он видел в книге, предназначенной для догматического вербального обучения, и поэтому он мог считать, что достаточно только заменить книгу, дать, вместо грамматики Альвара его собственную книгу "Открытая дверь к языкам" или "Мир чувственных вещей в картинках", и результаты обучения повысятся независимо от преподавателя.
Большой заслугой Коменского является обоснование классно-урочной системы школьного обучения. Эта система нашла в Польше достаточно широкое применение еще до пребывания Коменского в Лешно, но только в "Великой дидактике " он развернул ее, усовершенствовал и обосновал. В этой работе им выделены четыре шестилетних ступени, включающие годы учебы и воспитания молодого человека: сначала в материнской школе (до 6 лет), затем в школе родного языка (6-12 лет), в школе латинского языка (12-18 лет) и, наконец, в академии (до 24 лет). Для всех этих ступеней Коменский разработал новые программы обучения. При этом он предполагал, что в течение первых шести лет ребенок воспитывается под наблюдением матери, а затем заканчивает школу родного языка, существующую в каждом городе и в каждом селе, высшие ступени школы должны быть доступны только способным детям.
Большое значение для дидактики имели представления Коменского о возможности совершения изменений в людях. Будучи весьма религиозным, он считал тем не менее, что человек изменяется не только под влиянием молитвы и божьего благоволения, но и благодаря самостоятельному образованию и участию в " улучшении дел человеческих". Этот диалектический взгляд на человека и его способности как выражение педагогического оптимизма представляется очень современным. С точки зрения современной дидактики мы можем оценить, как далеко отходит он даже от весьма прогрессивных для тех времен взглядов, олицетворением которых является "Великая дидактика".
11. Обоснование ЯА Коменским классно-урочной системы. Анализ книг «Законы хорошо организованной школы» и «Правила для юношества, собранные в 1653 году»
В школах тогда прием учащихся производился в различное время, в течение всего года. Ученики хотя и посиживали совместно в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, личным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтоб прием в школу производился один раз в году, чтоб учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок обязан иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель обязан пристально смотреть, чтоб все учащиеся воспринимали активное роль в упражнениях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов)
В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров. "Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости".
Законы хорошо организованной школы:
2. Законы относительно целей школы
- учить знанию, применять знания
- говорить и мыслить
Закон о месте занятий
- курс расписан на стенах, дверях
- зал для общих дел не украшали
4. Закон о надлежащем распределении времени
- отдых после обеда с учетом возрастных особенностей
- увлечение театром исходя из эпохи
5. Закон об образцах для проведения работы
6. Закон о книгах: светские, церковные
7. Законы, касающиеся метода, которого нужно придерживаться при обучении и учении
8. Закон для испытаний
9. Закон о театральных представлениях: умение общаться
10. Закон об отдыхе
18. Закон для коллегии: призывал жить в коллективе
19. Закон для воспиания
20. Закон о педагогах: Учитель высокон. Образованный, делает все без скуки
12. Реализация идеи пансофического образования и дидактических принципов, обоснованных ЯА Коменским, в его учебной книге «Мир чувственных вещей в картинках»
Вся книга в картинках. О морали, дружбе, любви и тд
13. Философско-педагогическая теория Д Локка. Анализ фрагментов книги «Мысли о воспитании».
Творчество философа и педагога Джона Локка (1632-1704 гг.) сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Оксфорд. Здесь он до 19 лет изучал философию Аристотеля, но затем перешел к изучению сочинений Декарта и медицины. Далее, во время гражданских смут и борьбы партий, Локк со своей семьей удаляется от преследований католической церкви в Голландию. По возвращению, 1689 году издает философское сочинение «Опыт о человеческом разумению", в котором деятельность, познавательные способности человека рассматривались с необыкновенной глубиной, а изложение было ясным, точным, объективным. Его «Мысли о воспитании» вышли, когда Локку было за 60 лет. Под старость он изучал Священное Писание. И окруженный любовью и уважением друзей Джон Локк умер в своем поместье на 73 году жизни - в 1704 году. Дж.Локк по своему подошел к решению конкретных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о целях, задачах, содержании обучения, методах обучения. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием, прежде всего, внешнего чувственного опыта.
По теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. «Многие думают, что есть прирожденные идеи, которые душа получает при своем зарождении и приносит вместе с собой в мир. При этом, ссылаясь на то, что они у всех людей имеют одинаковое общее значение. Но этот факт ошибочен. На самом деле ни в теории, ни в практике нет таких основных положений, которые бы признавались всеми бы. Если бы идеи были прирожденными, то все должны были знать их с самого раннего детства. Без размышления никто не приходит к сознанию общих начал, первые пробуждения познания вообще не суть, общие положения касаются только частных впечатлений. А последние являются гораздо позже в сознании человека, а, следовательно, бывают, не прирожденны, а приобретены опытом, Этот опыт двояк: или он происходит через познание внешних предметов посредством органов чувств - ощущение, либо он есть результат внутренней деятельности нашей души - рефлексия». «В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта» - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк.
Цель воспитания: воспитать нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование). Дж.Локк был сторонником принципа: в здоровом теле – здоровый дух. Побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе. В духовном отношении дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание.
Задачи воспитания:
1. Физическое воспитание 2. Этически-нравственное воспитание 3. Умственное воспитание 4. Трудовое воспитание.
Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла (садоводство, путешествия), музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть - благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разницу между людьми».
Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обучения «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.