Римская империя. Государственный строй и общество Римской аристократической республики

Государственный строй и общество Римской аристократической республики

Установление республиканского строя в Риме произошло в 509 году до н.э. после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого. Период республики ознаменовался бурным развитием производства, которое привело к важным социальным сдвигам. Границы римского государства постоянно расширялись за счет успешных войн.

Основное социальное деление: СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ (квириты) и РАБЫ

Свободные распадались на две неравные социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота (люмпен-пролетарии).

Правовое положение личности в Риме базировалось на ТРЕХ СТАТУСАХ

1) СТАТУС СВОБОДЫ: деление на свободных и рабов

Полноправным был лишь свободнорожденный, отец и дед которого также были свободными.

Главный источник рабства – военный плен (+ покупка и долговое рабство)

Рабы были государственные (работали на рудниках и мастерских) и частновладельческие

Раб – часть имущества господина. Все произведенное рабом поступало хозяину

К концу республиканского периода проявилась неэффективность рабского труда → массовый отпуск рабов на волю с сохранением определенной зависимости от бывшего хозяина

2) СТАТУС ГРАЖДАНСТВА: свободное население Рима делилось на граждан (латинов) и иностранцев (перегринов)

Полной правоспособностью обладали только свободнорожденные римские граждане.

Возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина

В конце III-II веках до н.э. возникают привилегированные замкнутые сословия: нобили и всадники

Нобили – самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Они фактически монополизировали высшие государственные должности, из их среды пополнялся сенат.

Всадники – торгово-финансовая знать и средние землевладельцы. Постепенно верхушка всадников сливается с нобилями.

Жители Италии и других стран отличались от римских граждан по правовому положению

Выделялись жители Аппенинского полуострова – латины и жители провинций – перегрины

Древние латины обладали имущественными правами, имели право выступать в суде, вступать в брак с римскими гражданами. НО! Лишены права участвовать в народных собраниях

Латины колоний пользовались теми же правами, но не могли вступать в брак с римлянами

Впоследствии всем латинам предоставили права римских граждан

Свободные жители стран, завоеванных Римом вне пределов Италии, а также жители иностранных государств именовались перегринами.

Перегины несли налоговые повинности, не имели прав латинов, но обладали имущественной правоспособностью. Для представления своих интересов они должны были избирать покровителей – патронов.

3) СТАТУС СЕМЬИ: полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки (pater familias). Остальные члены семьи находились под его властью.

Домовладыка был лицом «собственного права», члены семьи назывались лицами «чужого права», права домовладыки. Вступая в имущественные отношения, они приобретали имущество для него, а не для себя. Однако ограничения в частном праве не влияли на их публичные правомочия.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Утрата статуса свободы (плен, обращение в рабство) означала потерю статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) тярелась правоспособность гражданина, но сохранялась личная свобода. Утрата статуса семьи (напр. усыновление главы семьи другим лицом) влекла к потере только «собственного права».

***

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В республиканский период организация власти была достаточно простой и в то же время эффективной. Увеличение территории государства почти не отражалось на структуре высших органов власти → постепенное снижение эффективности.

Аристократические черты в Римской республике сочетались с демократическими, но преобладали.

Фактическая власть осуществлялась главным образом аристократическими органами – сенатом и магистратами.

Три вида народных собраний: центуриатные, куриатные и трибутные. Главную роль играют центуриантые, обеспечивающие приоритетную роль имущих слоев и правящей верхушки. С середины III века структура их изменилась: каждый из пяти разрядов стал выдвигать равное количество центурий – 70. Общее число центурий выросло до 373.

Центуриатные комиции:

- принимали законы;

- избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров);

- решали вопросы войны и мира;

- рассматривали жалобы на смертельные приговоры.

Трибутные комиции (территориальные) делились, в зависимости от состава жителей триб, на плебейские и патрицианско-плебейские.

Трибутные комиции:

- избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и пр.);

- рассамтривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III века до н.э. получили право принятия законов. Трибуны избирались в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом вето – запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Куриатные комиции после реформ Сервия Туллия потеряли свое значение, они лишь формально вводили в должность избранных другими собраниями. Постепенно заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, они же и председательствовали на них. Участники собраний не могли изменять повестку, а лишь голосовали.

СЕНАТОРЫ (вначале 300, в I веке до н.э. – 600, затем 900) НЕ ИЗБИРАЛИСЬ. Цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей нобилитета, ранее, как правило, уже занимавших высокие посты.

Формально сенат – совещательный орган.

- контроль законодательной работы центуриатных (а затем плебейских) собраний;

- распоряжение казной;

- установление налогов;

- вынесение постановлений по общественной безопасности, благоустройству, религ. культу.

- внешнеполитические полномочия;

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Магистратуры – государственные должности.

ПРИНЦИПЫ ЗАМЕЩЕНИЯ:

- выборность;

- иерархичность;

- срочность (на год);

- коллегиальность;

- безвозмездность;

- ответственность перед избравшими.

ПРАВО ИНТЕРЦЕССИИ: каждый магистрат имел право принимать решение, оно могло быть отменено его коллегой. ВЫШЕСТОЯШИЙ магистра мог отменить решение НИЖЕСТОЯЩЕГО.

ВЛАСТЬ МАГИСТРАТОВ: высшая (imperium) и общая (potestas).

Высшая: военная власть, право перемирия, созыва сената и народных собраний и председательствовать в них, право издавать приказы, право суда и наказания.

Высшая власть принадлежала диктаторам, консулам и преторам.

Диктатор имел «высочайший империум», вкл. право приговаривать к смерти, и приговор не подлежал обжалованию.

Консулу принадлежал «большой империум» - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собании, если он был вынесен в Риме.

Претор имел «ограниченный империум» без права приговаривать к смерти.

Общая власть принадлежала всем магистратам: это право отдавать распоряжения и штрафовать за их неисполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).

Консулы (2 человека) – высшие магистраты, возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенны их военные полномочия: набор и командование армией, назначение военачальников, право на перемирие, распоряжение военной добычей.

Преторы (появились в сер. IV века до н.э.) – помощники консулов. Управление городом, судопроизводство, издание новых постановлений. Вначале один, затем два (один рассм. дела римлян, другой – перегринов), затем восемь.

Цензоры (2 человека) – избирались раз в пять лет для составления списков римлян, распределения их по трибам и разрядам, составления списка сенаторов. + наблюдение за нравственностью.

Квесторы (до 20 человек) – начале помощники консулов, затем стали ведать финансами, расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы (2 человека) – контроль за порядком в городе, торговлей, празднествами и зрелищами.

*

Плебейские трибуны занимали особое место среди магистров. Их право вето играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем активность трибунов пошла на убыль.

***

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных, тяжелых условиях (в первые века республики и для решения узких задач).

Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты.

Право вето плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия он не нес ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать полгода (в период кризиса республики правило было нарушено, появились пожизненные диктатуры (диктатура Суллы).


Изменения правового режима населения. Установление военно-диктаторского режима завершило период гражданских войн и стабилизировало ситуацию в Риме.

С расширением пределов римского государства растет число свободного населения, в том числе римских граждан. Права граждан все чаще предоставляются жителям внеиталийских провинций.

В 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Ряды нобилей и всадников поредели в период гражданских войн и пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, провинциальной знатью, государственными чиновниками.

Нобилитет – сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии → опора императора.

Сословие всадников превратилось в служилое сословие, поставляющее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях, для армии (имущественный ценз от 400 тысяч до миллиона сестерциев).

Провинциальная знать не была оформлена в сословие, но играла влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы, торговцы.

Широкая прослойка мелких производителей в городе и на селе сохраняется, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших надел. Распространяются пекулий (предоставление части имущества для самостоятельного пользования) и колоннат (полузависимые крестьяне).

Положение рабов несколько улучшается. Эпоха успешных завоеваний осталась в прошлом – приток рабов иссякает.

***

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Традиционная политическая структура Рима сохраняется и в первые века существования империи. Империя поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным тиулом.

Постепенно власть императора усиливается, необходимость ее маскировки республиканскими учреждениями отходит в прошлое. К концу II века сенат окончательно устраняется от управления, которое переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, во главе которого стоит император. Римское государство приобретает черты монархического государства с абсолютной властью императора.

Период империи делится на два этапа: принципат (I век до н.э. – III век н.э.) и доминат (III – V века).

ПРИНЦИПАТ: переход управления государством к принцепсу перешел благодаря наделению его высшей властью (imperium).

Принцепса избирают на важнейшие должности, а он создает отдельный от магистратур чиновничий аппарат, получает право распоряжаться казной и командовать всеми армиями.

Октавиан получил право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианцев), право высшего уголовного и гражданского суда, толкования законов. Постановления принцепса начинают иметь силу закона.

Принципы избирались одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консулы они могли отменить решение любого магистрата, как цензоры – сформировать сенат, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Октавиан также получил звание понтифика – верховного жреца.

Власть принцепса первоначально не была наследственной. Юридически получая власть «по решению сената и римского народа», он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного).

Из народных собраний сохраняются только трибутные. Постановления сената с I века получают силу закона. Однако «кадровые чистки» сената привели к его зависимости от принцепса. Были ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Во внешнеполитической и военной областях компетенция полностью утрачивается.

ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ создается наравне с республиканскими магистратурами.

Совет и Канцелярия принцепса (несколько едомств со штатом сотрудников) – его вершина.

В СОВЕТ включались префекты, начальники ведомств канцелярии, «друзья» императора.

КАНЦЕЛЯРИЯ состояла из ведомств финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др.

Члены совета и начальники канцелярии назначались самим принцепсом из приближенных.

Высшие чиновники (назначались из сенаторов и всадников): префект претория (командующий гвардией), префект Рима (распоряжался полицейскими когортами), префект Египта, префект, отвечавший за снабжение и пр.

Провинции стали составной частью Римского государства. Разделены на императорские и сенатские.

Императорские провинции управлялись легатами, назначаемыми принцепсом (гражд. и военная власть) с помощью собственного совета и канцелярии, сенатские – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и нах. в двойном подчинении.

ДОХОДЫ с сенатских провинций шли в государственную казну (эрарий), доходы с императорских провинций – в казну принцепса (фиск).

Императорские провинции приносили огромные доходы. К III веку все провинции стали императорскими.

АРМИЯ превратилась в мощную опору личной и государственной власти, влиятельную политическую силу. После перехода к профессиональной армии превратилась в закрытую организацию. Привилегированное положение – у преторианской гвардии (набор из римских граждан италийского происхождения). Большая часть легионеров набиралась из граждан римских провинций. Третью часть армии составляли вспомогательные войска, набиравшиеся изх провинциалов, не имевших прав римских граждан.

ДОМИНАТ: уже в период принципата система рабовладения в Риме начинает клониться к упадку. Углубляется сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников. Растет значение труда колонов, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология. Принимается ХРИСТИАНСТВО.

Экономика, основанная на рабском и полурабском труде, перестает развиваться и начинает деградировать.

Все чаще происходят восстания рабов, коренного населения провинций.

РИМ ПЕРЕХОДИТ К ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ ВОЙНАМ

Резко обостряется борьба за власть.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, сенат окончательно подчинился принцепсу.

С конца III века Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Переход к ДОМИНАТУ – приход к власти Диоклетиана. Население превратилось из граждан в подданных императора.

Совет принцепса превратился в государственный совет – консисториум.

Появляются гражданские и военные чиновники, а также придворные чиновники.

Римом стал управлять префект, сенат превратился в свет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.

АРМИЯ стала подразделяться на подвижные и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают варвары. Преторианская гвардия превращается в дворцовую стражу.

Общеимперская полиция возглавлялась начальником канцелярии, тайная полиция – префектом претория.

РЕФОРМЫ ДИОКЛЕТИАНА

- экономическая (выпуск денег с низким содержанием драгметаллов);

- налоговая (большая часть налогов стала взиматься деньгами, а не натурой);

- военная (образование пограничных и мобильных войск, введение рекрутского набора);

- АДМИНИСТРАТИВНАЯ:

Император назначил соправителя – цезаря, через год ставшего ему равным. Империя была разделена на две части – западную и восточную. Законодательство оставалось единым, подписывалось от имени обоих императоров. Каждый из них стал назначать собственного соправителя-цезаря. ТЕТРАРХИЯ

Государство было разделено на 4 части и 100 провинций

Рим перестал быть столицей империи: на западе столица в Медиолане (Милан), на востоке – в Никомедии.

Константин вновь восстановил единство власти, продолжил реформы Диоклетиана.

Новая денежная реформа стала более удачной, привела к стабилизации денежного обращения.

Профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность служебного роста.

Тетрархия была упразднена, однако в каждой из двух частей империи были образованы по две префектуры во главе с префектами (гражданская власть). Военная власть принадлежала военным магистрам: двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (шесть на западе и семь на востоке) во главе с ВИКАРИЯМИ.

Диоцезы делились на провинции во главе с РЕКТОРАМИ

Провинции делились на округа с окружной администрацией.

337 – христианство признано государственной религией.

Опора домината – армия, чиновничество и христианская церковь.

395 – окончательный распад империи на две части как попытка предотвратить гибель рабовладельческого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варваров.

476 – Западная Римская империя прекратила существование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: