СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
ВВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОС РБ 1 – 21 03 01 -2008 «История
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ТРЕБОВАНИЯ
Гомель 2009
Для специальности
1-21 03 01 01 «История отечественная и всеобщая»____________
(код специальности) (наименование специальности)
Факультет ____ исторический ____________________________
(название факультета)
Кафедра ___ всеобщей истории _ _____________
(название кафедры)
Курс (курсы) ___________ 1 _____________________
Семестр (семестры) ______ 1,2 _____________________
Лекции _____ 86 ________ час. (количество часов) | Экзамен _____ 1,2 ____________ (семестр) |
Практические (семинарские) занятия _______ 54 _______ час. (количество часов) | Зачет _____ - ____________ (семестр) |
Лабораторные занятия _____ - ________ час. (количество часов) | Курсовой проект, работа ______ - ___________ (семестр) |
Всего аудиторных часов по дисциплине______ 140 __ час. (количество часов) | Форма получения высшего образования дневная |
Всего часов по дисциплине_____ 140 _______ час. (количество часов) |
Учебная программа дисциплины обязательного компонента «История древнего мира» составлена на основе требований образовательного стандарта Республики Беларусь ОС РБ 1- 21 03 01 – 2008. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1- 21 03 01 «История (по направлениям)».
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры всеобщей истории
________________________
Заведующий кафедрой
____________ Г.Г. Лазько _
Одобрена и рекомендована к утверждению методическим советом исторического факультета
____________________________
Председатель
_____________ Г.А. Алексейченко___
(по направлениям)»
1- 21 03 01 01 «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ВСЕОБЩАЯ»
ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Особенности становления первых цивилизаций на Древнем Востоке: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Социальная и экономическая структура древневосточных цивилизаций. Становление античных цивилизаций. Их характерные черты. Особенности античного рабовладения. Различные типы политического устройства в эпоху античности. Религии древности. Вклад культуры древнего мира в общечеловеческое культурное наследие.
Выпускник должен:
знать:
- причины, условия, этапы формирования первых цивилизаций;
типы общественных отношений в цивилизациях древности, социальную структуру обществ древнего Востока и античности;
- общие черты и особенности социально-политического и экономического развития цивилизаций древнего Востока и античности;
- важнейшие события внешнеполитической истории древнего Востока, древней Греции и Рима;
- основные этапы истории важнейших государств древнего Востока и античности;
- основные ментальные характеристики людей цивилизаций древнего Востока и античности;
- характерные и специфические черты культуры древневосточных и античных цивилизаций;
- основной комплекс источников по истории древнего мира, важнейшие достижения мировой ориенталистики и антиковедения;
- роль и значение цивилизаций древности в последующем развитии человечества;
уметь:
- применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно-поисковых, научных инновационных и других задач;
- анализировать источники по истории древнего Востока и античности и на их основе делать самостоятельные выводы;
- давать самостоятельные оценки, реферировать научные работы по ориенталистике и антиковедению;
- находить общее и особенное в развитии цивилизаций древнего Востока и античности;
- выявлять и критически оценивать сущность основных явлений и процессов в истории обществ и государств древнего Востока и античности;
- характеризовать роль и место цивилизаций древнего Востока и античности в историческом развитии человечества.
История древнего мира занимает важное место в изучении всеобщей истории, ибо достижения древних цивилизаций прямо или косвенно определили всё дальнейшее развитие человечества. Она включает в себя историю цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Отсутствие общепризнанной методологии, которая адекватно поясняла бы ход мировой истории, и обусловили необходимость и актуальность дисциплины.
Целью дисциплины является усвоение студентами причин и путей возникновения первых цивилизаций, их взаимодействия и развития. знаний по истории древнего мира, овладение навыками понимания и истолкования исторических фактов, методами поиска, обработки и изложения знаний.
Задачами дисциплины являются:
- ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами дисциплины;
- анализ путей социально-исторического развития древних обществ, соотношения общего и особенного в их развитии;
- анализ форм государства, идеологических представлений о власти, формирования общественных структур и форм зависимости;
- усвоение роли культурных институтов, этических ценностей и социальной психологии;
- овладение умениями и навыками работы с историческими источниками, учебной и научной литературой;
- формирование умений выделять главное в учебном материале, структурировать полученные знания и показывать их.
Дисциплина «История древнего мира» имеет связь «Археологией», «Этнологией» и «Историей первобытного общества» и является основой для дальнейшего усвоения студентами материала таких дисциплин, как «История средних веков», «История стран Азии и Африки», «История культуры»
Дисциплина обязательного компонента «История древнего мира» изучается студентами 1 курса специальности 1-21 03 01 01 «История отечественная и всеобщая» в объёме 140 учебных занятий (из них 86 часов лекционных и 54 часа практических занятий).