double arrow
Общая характеристика соборного уложения 1649 г

Причины и этапы закрепощения крестьян

Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян.

Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. Писцовые книги, которые составлялись в 50—90-е гг. XVI в., стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.




Закрепощение крестьян осуществлялось двумя путями:

1) внешнеэкономическим;

2) экономическим (кабальным).

В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.

Крестьяне-старожильцы – основное население феодальных вотчин или государственных земель, противопоставляемое »новоприходцам», крестьянам, вновь призванным феодалами в свои имения из других княжеств. Старожильцы – это крестьяне, издавна живущие на земле своего феодала и выполняющие в его пользу определенные феодальные повинности. Старожильцев называют людьми «искони вечными» и «пошлыми», т. е. старинными. Вместе с ликвидацией удельных княжеств исчезает возможность «перезываний» крестьян из княжества в княжество.

Помимо этого, по форме зависимости крестьянин мог быть:

1) половником – крестьяне-общинники, передававшие феодалам свои участки земли. За право пользоваться землей феодала половники были обязаны отдавать половину своего урожая. Половники имели право по истечении срока договора уйти от землевладельца, погасив задолженность. В Пскове половники делились на изорников-пахарей, огородников и кочетников, т. е. рыболовов. Их объединяло то, что они жили не на своей земле, а в селе «государя». Закон устанавливал общие нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов;



2) серебрянником (работать на проценты).

Внешнеэкономическая зависимость проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времени Русской Правды: ограничиваются источники холопства, учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

16 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Проект кодекса составляла комиссия из бояр: князя Одоевского, князя Семена Прозоровского, окольничего князя Волконского и дъякова Гаврилы Леонтьева и Федора Грибоедова. В это же время решено было собрать для рассмотрения и утверждения этого проекта Земской собор к 1 сентября. В конечном итоге обсуждение Уложения закончено в 1649 г. Подлинный свиток Уложения, отысканный по приказу Екатерины II Миллером, в настоящее время хранится в Москве. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. В 1-й раз Уложение печаталось 7 апреля—20 мая 1649 г. Затем в том же, 1649 г. (26 августа—21 декабря). Когда было сделано третье издание при Алексее Михайловиче, до сих пор неизвестно. С тех пор печатание законов входит необходимым условием в состав публикации законов.

Значение Соборного Уложения 1649 г. велико, поскольку данный акт является не только сводом законов, но и реформой, давшей чрезвычайно добросовестный ответ на нужды и запросы того времени.

Соборное Уложение 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, разделенных на 959 рукописных столбцов, напечатанный весной 1649 г. огромным для своего времени тиражом – 2400 экземпляров.

Условно все главы можно объединить в 5 групп (или разделов), соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах.

Источниками при составлении Уложения были:

1) «Правила святых Апостолов» и «Правила святых Отцов»;

2) византийское законодательство (насколько оно было известно на Руси по кормчим и другим церковно-гражданским юридическим сборникам);

3) старые судебники и уставы прежних государей российских;

4) Стоглав;

5) узаконения царя Михаила Федоровича;

6) боярские приговоры;

7) Литовский статут 1588 г.

Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований.

Помимо понятия «лихое дело» в значении «преступление», Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» (соответственно, преступник назывался «вором»), «вина». Под виной понималось определенное отношение преступника к содеянному.

В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.






Сейчас читают про: