double arrow

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦВЕТОВОМУ КРУГУ. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Цвета, расположенные в виде круга, могут стать источником вдохновения для урока. Круг создан двумя противоположными силами — желтым и синим цветом, которые, объединившись путем усиления и смешивания, представляют существующие в природе восходящие и ниспадающие процессы. Это и порождает возникновение разнообразных цветов. Переживания, полученные при прослеживании изменений качеств цвета, являются неиссякаемым источником вдохновения в искусстве. Цвета могут вызвать к жизни различное время суток или время года. Случайность исчезает и выражается лишь существо вещей. Фантазии и идеи автора видны вам, когда вы понимаете язык цвета в картине. Как педагоги, мы должны научиться владеть этим языком как можно свободней, дабы показать ученикам путь в живописи. Это заставляет педагога искать новые формы заданий и корректировать ход урока.

Цветовой круг - это мир в себе. Когда вы позволяете этой целостности воздействовать на себя, то вскоре вас охватит гармония. Эти впечатления сильнее просто чувств. Гете преподносит их нам как чувственно-моральную работу цвета. Имеется в виду, что цвета работают, соединяясь друг с другом, корректируя друг друга. Сам Гете, обозревая свою систематизированную цветовую классификацию, говорил: «Однажды, по-настоящему поняв полярность позиций желтого и синего и их усиление в красном, где противоположности сходятся, объединившись в третий источник, приходишь к пониманию того, что эти разные и противоположные сущности обладают духовной значимостью. И тогда, когда ты видишь, как они создают зеленый сверху и красный снизу, ты только и можешь думать, что с одной стороны это земные, а с другой стороны - небесные дети Элохима».

Описывая морально-чувственную работу цвета, Гете не дошел в своих трудах до окончательного формирования теории цвета. Он ощущал, что открыл совершенно особенную сферу. Сейчас мы можем шагнуть далее и войти в цветовой круг, цветовое пространство. Это то, что соответствует третьему измерению физического пространства, созданному передним и задним планом, близким и далеким. Это не просто перспектива цветового пространства, но и выражение качеств цвета. Красный движется по направлению к нам, синий - от нас. Теплый полюс красного проходит сквозь меня, в то время как холодный полюс синего находится где-то в бескрайней дали. Вот так я переживаю себя в этом цветовом круге. И когда я прохожу сквозь него, я ощущаю важность происходящего и вскоре больше не отделяю себя от цветов, я в них живу. Желто-красный всегда движется по направлению ко мне, взывает ко мне, струится сквозь меня, излучая тепло и жизнь. Синий тянет меня с собой, дает мне пространство быть самим собой. Между этими противоположностями мы имеем возможность найти самих себя. И это имеет отчетливое влияние на наши души. Мы движемся вместе с изменяющимися цветовыми впечатлениями.

Мы можем попытаться описать впечатления, которые мы получили, «пройдя» через цветовой круг. Каждый цвет имеет несколько, аспектов как позитивных, так и негативных. Вдобавок, внутри самого цвета есть множество нюансов. Благодаря нашим собственным переживаниям могут возникнуть, постоянно развиваться и совершенствоваться ряд характеристик, настроений и качеств. Кто бы ни нес этот внутренне совершенствующийся словарь, может плодотворно черпать из этих запасов. Однако, условие таково, что нераздельность должна оставаться в движении. И на эти процессы указывал нам Гете. Участие в этих процессах требует от человека подвижности, гибкости, стремления к саморазвитию и сознательной пробужденности к новым переживаниям. Работа Гете - это основа, с которой мы можем начинать. Опыт других может это пополнить и подтвердить. Можно описать каждый цвет круга в оттенках чувств. Вот несколько примеров:

Белый. Это самый ясный оттенок света, движущийся к периферии и вечно расширяющийся. Он пробивается сквозь барьеры. Он объективен, холоден, быстро теряет свою чистоту.

Черный. Самый темный оттенок света, относящийся ко тьме, ищущий центр, герметически закрытый. Он формирует, ограничивает сам себя. Это начинающийся внутренний процесс.

Желтый. Этот цвет самый близкий к свету. В своей наивысшей степени чистоты желтый - веселый и живой. Он расширяет и воодушевляет наше сердце. Это излучающий цвет, который невозможно ограничить. В зависимости от своего движения по направлению к красному или зеленому проступает шутливое, дразнящее, беспечное или остроумное настроение. В слегка замутненном состоянии желтый может оказывать неприятное влияние. Он становится цветом стыда, пробужденного отвращения и неудовлетворенности.

Оранжевый. Этот цвет может воодушевлять нас, вплоть до агрессии. Вдобавок он делает нас сильными. Мы ощущаем, что мы сильны. Он дает нам энтузиазм, радость и тепло. Оранжевый -это цвет праздника. Он манит нас вперед.

Красный. Ведет нас в центр жизни, в жизненный элемент. Он может быть торжественным, великолепным и помпезным; сильный и серьезный; теплый, гордый, гневный или злой.

Розовый. Светлый оттенок красного. Он чуток и грациозен. Память нашей бессмертной юности и нашей инкарнации. Он нежный, мягкий и родной.

Лиловый. Такой же нежный, как и розовый. Однако он может быть кокетливым и пустым или, наоборот, очень серьезным. На своем пути к голубому он ведет нас к внутренней глубине бытия.

Фиолетовый. На своем пути к красному он может произвести достаточно будоражащий эффект. Он неистово захватывает с собой.

Пурпурный. Он может быть живым, но не жизнерадостным. Он скромный и сдержанный. На пути к сине-фиолетовому несет переживание вселенской святости.

Синий. Он не только спокойный и обволакивающий, но также холоден до озноба, закрыт к внешнему. Легко формирует контуры и силуэты. От него может исходить покой. А иногда он обращен к нам и создает пространство. Он также имеет чувствительное и успокаивающее настроение.

Зеленый. Он распространяет мир и удовлетворенность. Он имеет гармонизирующее и уравновешивающее действие. Но также может быть и скучным.

Настроениям нашей души мы можем найти подходящие цвета. А именно, мы можем рисовать цветовой круг и составлять ряд настроений: радость, грусть, стыдливость, задумчивость и т.д. И к какому же месту в цветовом круге принадлежат все эти настроения? Это часто может быть уравновешивающим действием. Нам часто необходимо исследовать, подходит или нет определенное настроение к определенному цвету. И таким образом схема соответствий между цветами и душевными настроениями может постепенно выстраиваться в цветовой круг - отправной пункт урока живописи. В трех начальных классах, когда дети в основном рисуют душевные настроения, предварительная работа учителя может стать хорошей поддержкой в его работе. Например: в басне встречается хитрое животное и вежливо-невинное. Это встреча двух абсолютно противоположных душевных настроений. Какие цвета нужно выбрать? Встречается ли цвет холодной гаммы с цветом теплой? Ищем ли мы цвет, уходящий внутрь или наружу? Такие размышления необходимы, дабы достигнуть хорошего диалога цветов.

Каждый цвет по-своему важен. Ребенок начнет узнавать части истории и учится отличать различные качества. Делая это, мы достигаем переживания ряда настроений, характеров и чувств, каждое из которых имеет место в цветовом круге: тщетное, мистическое, кокетливое, учтивое, изысканное, философское, задумчивое, робкое, сосредоточенное на себе, чувствительное, чистое, грустное, беспристрастное, пассивное мирное, застенчивое, робкое, спокойное, скучное, определенное, докучливое, лукавое, злобное, коварное, свежее, умное, счастливое, жизнерадостное, бодрое, восторженное, лучезарное, удовлетворенное, изумленное, ликующее, нетерпимое, активное, бесцеремонное, разгневанное, злое, опрометчивое, страстное, всепоглощающее, могущественное, смелое, гордое, величественное, царственное и т.д.

Каждый сможет найти личность или образ в истории, которые можно определить словом такого рода. Чем больше количество таких прилагательных (т.е. цветовых нюансов) в истории, тем живее образы и богаче краски, пробуждающиеся в детях. Это и есть основа для учителя и ученика в развитии органа, воспринимающего цвета внутри и снаружи нас.

В беседе с художницей Маргаритой Волошиной Штайнер сказал о развитии живой концепции цветов у детей буквально следующее: «У маленького ребенка внутренний и внешний миры умеренно отделены друг от друга. Вместе с внешними впечатлениями ребенок вбирает качества индивидуальности цвета, иногда даже его собственно цветового характера, и инстинктивно осознает реальную сущность красного, синего, желтого и других цветов. Это теряется, когда ребенок подрастает. Школьники переживают цвета как качества, связанные с предметами (синий мяч, красная крыша и т.д.). Это, однако, является причиной того, что способности души парализуются, что препятствует дальнейшему развитию душевного глазомера. Детей на ранних стадиях обучения часто учат тому, что красный и желтый - теплые цвета, а зеленый и синий - холодные. Но в своих переживаниях они ощущают это все меньше и меньше. Таким образом, эти суждения становятся абстрактным и безжизненным знанием. Если их переживания не будут воспитываться в наше время, а технические теории о природе цвета продолжат свое существование в обществе, то дети будут рождаться на этой планете, не имея больше органа для наблюдения цвета».

Поэтому в вальдорфских школах мы работаем с советами Штайнера и вводим ребенка как можно раньше в мир цвета.


Сейчас читают про: