double arrow

Из истории иконографии свт. Николая


Великий Чудотворец

Декабря — заявление Б. Н. Ельцина об отставке. Назначение исполняющим обязанности президента В. В. Путина.

Декабря — выборы депутатов Государственной Думы.

Декабря — выборы депутатов Государственной Думы. Победа левых сил.

Ноября — Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина "О Государственном гербе Российской Федерации". Возвращение двуглавого орла в качестве государственного символа России.

1993, 12 декабря — референдум по вопросу о принятии Конституции Российской Федерации. Выборы Государственной Думы и Совета Федерации.

1994, декабрь — ввод федеральных войск в Чечню для «восстановления конституционного порядка».

1995 — основание города Магас (столица Ингушетии) на месте когда-то существовавшего одноименного древнего города.

1996, август — Хасавюртовские соглашения о прекращении боевых действий в Чечне, подписанные А. И. Лебедем и А. А. Масхадовым.

1996, ноябрь — декабрь — вывод федеральных войск из Чечни.

1997, март — назначение А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова («молодых реформаторов») первыми заместителями Председателя Правительства Российской Федерации.




1998, январь — начало деноминации российского рубля.

1998, март — отставка правительства В. С. Черномырдина. Назначение Председателем Правительства С. В. Кириенко.

1998, август — финансовый и экономический кризис. Крах системы ГКО. Отставка правительства С. В. Кириенко.

1998, сентябрь — назначение Председателем Правительства Е. М. Примакова.

1999, май — отставка правительства Е. М. Примакова. Назначение главой правительства С. В. Степашина. Провал голосования в Государственной Думе по вопросу об отрешении Президента Б. Н. Ельцина от должности.

1999, август — отставка правительства С. В. Степашина. Назначение Председателем Правительства В. В. Путина.

1999, сентябрь — агрессия вооруженных формирований с территории Чеченской республики в отношении Дагестана. Начало второй чеченской войны, развертывание федеральными силами «контртеррористической операции».

1999, декабрь — подписание и ратификация Договора об объединении России и Белоруссии.

Среди множества изображений святых Православной Церкви иконы святителя Николая занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Множество посвящённых ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение — фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме — относится к VIII веку.



На Русь почитание святителя приходит вскоре после её Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Из известных на Руси изображений самое раннее — в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.). Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве: святитель изображён в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это — первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая — поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ — в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода её вместе с Ярославской иконой Божией Матери привёз царь Иван Грозный.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.



Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ св. Николая с Деисусом* и избранными святыми на полях. Это традиционное поясное изображение святителя, который правой чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. Особенностью являются белые крестчатые ризы св. Николая, вместо обычно темной фелони. Такие одежды более распространены в ростовых изображениях, хотя встречаются и в поясных образах. Например, новгородская икона рубежа XIV—XV вв.

Таким же редким является изображение не прикрытой омофором руки, которой святитель поддерживает книгу. На полях представлен семифигурный Деисус, в центре которого помещён Нерукотворный образ Спасителя.

Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя, на которой представлен самый прославленный образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского. Здесь изображён св. Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. На фоне размещается хорошо читаемая надпись «Зарайский». На Руси такие образы считались наделёнными особой охранительной силой.

Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого.

Икона «Святитель Николай Можайский с 14 клеймами жития» написана в первой половине XVIII в. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Богоматерь и Иисус Христос с Евангелием и омофором в руках. В иконах этого типа святой представлен не с книгой и платом, а с мечом и храмом в разведённых руках. Прототипом этого образа считается статуя св. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению его изображений. Древнюю можайскую святыню исследователи датируют XIV в. Ещё одной особенностью икон данной иконографии является помещение арки, часто килевидной формы, над фигурой святителя.

Большой интерес для исследования представляет группа икон с изображением «Св. Николая Великорецкого» XVI в. В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, её поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь неё основывают придел Покровского собора на Рву.

Весьма редкой и необычной является икона «Св. Николай Чудотворец Великорецкий без житийных клейм» первой половины XVI в., то есть времени, на которое приходится начало широкого прославления иконы.

Центральный образ имеет отдельный ковчег, в клеймах выдерживается тематическое соответствие почитаемому образу; интересно отметить некоторую архаичность в живописи клейм.

Редкий и малоизученный иконографический тип представляет образ св. Николая Чудотворца, типа Отвратного, второй половины XIX в. Оплечное изображение св. Николая, типа Отвратного, отличается рядом особенностей. Св. Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево зрачками и небольшим поворотом головы вправо. Его голова увеличена и приближена к краю доски, что придаёт образу особую психологическую напряжённость и огромную силу воздействия. Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в жесте, который можно рассматривать как напоминание или предупреждение. Значение этого образа как отвращающего припадающих к нему от зла и всякой скверны заложены в его названии «Отвратный». Очевидно, что оно происходит не от места нахождения иконы, а от её действия.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого — как в особой многогранности его служения (он — святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он — покровитель властителей, князей, он — защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, — сам спешил на помощь) характеру русского народа.







Сейчас читают про: