Рисование царств растений, минералов, животных и человека
Если мы хотим нарисовать зеленое растение, можно выделить образный характер зеленого, рисуя его темнее, чем тот есть в действительности и добавив на верхушку светло-желтый слой (сияние духа), окутывая сущность растения, как будто наполняя его светом. В классе дети легко следуют таким указаниям. Изначально лучше поработать с зеленым - усиление характера цвета путем наложения светло-желтого, чтобы обеспечить единство всей картины. Две картины - с и без светло-желтого слоя - наблюдаемые рядом друг с другом, четко показывают это. Это описание царства растений включает цветы и плоды. Их также можно рисовать темнее - с образным характером - и в конце покрыть слоем светло-желтого.
Цветные кристаллы — наиболее выраженная форма минерала. Если растение освещено извне, блеск минерала исходит изнутри. Не имеет значения, о каком цвете мы говорим, нужно пробудить в рисунке характер света или сияние, иначе объект не будет иметь характер минерала. В 3-ей лекции о цвете Штайнер исходит из этого и рекомендует, чтобы поверхность была полностью приведена к сиянию путем введения белого, чтобы дать возможность появиться сущности, чтобы заставить минерал сиять. Все цвета в царстве минералов, включая цвета образа, должны иметь сияющий характер. Вот почему, рисуя минералы, мы должны позволить белизне бумаги сиять сквозь что-либо.
У всех животных обычно быстрый, импульсивный внутренний мир. Эта оживленность выражается синим как «сияние души». На практике это означает, что мы изначально рисуем животное немного светлее или более желто-красным, чем в действительности, и что мы покрываем этот цвет синим слоем. Это, в сочетании с миром растений, формирующим животную среду, требует, чтобы последним слоем на растении был светло-желтый, а на животном - синий слой. В случае представления цвета животного мы постоянно говорим об образном сиянии, сиянии, которое становится образом. У растения образный цвет приводит к сиянию: сияющий образ, образ, ведущий к сиянию.
Человек - образ своей собственной сущности. Сущность человека - образ. Дух наполняет человеческую сущность. Это выражается в красном или розовом цвете или в цвете цветка персика. Все то, что является цветом касательно человека - включая и одежду - имеет образный характер. В этом случае мы не рисуем белый прозрачный блеск, а направляем цвет, даем возможность каждому цвету стать образом. Например, гасим сверкающую силу желтого, покрывая его комплементарным цветом, если это, касается изображения человека. Цвет инкарнации (цвет лица) создается из живой встречи между светом и тьмой, с мягким красным, сияющим сквозь. Эту встречу можно перевести в желтый и синий и далее зеленый. Зеленый - результат встречи света и тьмы. Из желтого, синего и красного появляется образный цвет инкарната. Столетиями многие художники искали рецепт живого цвета человеческой кожи. Штайнер приближается к этому совершенно новым образом: «В живом вплетении света во тьму, белого в черное, мягкий пурпурно-красный сияет: живой инкарнат».
Таким образом, в лекциях Штайнера о цвете можно найти продолжение работы Гете с постепенно усложненным обновленным подходом к переживанию цвета, что является обращением к новым способностям, которые может развивать в себе современный человек.
Художники и ученые, а также учителя, продолжают исследование цвета. На сегодняшний день к сфере исследуемого присоединяется огромная область технологий. Воздействие цвета на людей в цветовой физиологии, терапии и рекламе смешивается с разработками в области искусств, где цвет и идеи в области цвета влияют на такие вещи, как архитектура, сценическое освещение, мода и дизайн. Продолжается спор между сторонниками более материалистического подхода и теми, кто формирует духов-нонаучный подход. Появляются работы «Farbenlabor» в Дорнахе и «Vereniging voor Kleurenstudie» в Нидерландах. Для подготовки урока и продолжения изучения цветов в духе Гете, истинным кладезем является работа Юлиуса Хебинга. Его серия журналов «Цвет и Человек» - результат добросовестного поиска художника, исходящего из лекций Штайнера о цвете. Применяя научный гетеанистический подход, Хебинг превращает множество феноменов в цветовые образы, которые можно созерцать (см. цветные иллюстрации 1-8). Его работа на учительском семинаре в Штутгарте глубоко повлияла на учителей вальдорфских школ по всему миру. Публикация «Мир, Цвет и Человек» и дневники Хебинга «Круги жизни и цветовые круги» обязательны в любой школьной библиотеке. Первый - обширное учение, переработанное Хильдегартом Бертольд-Андреа. Это четкий справочник, который исследует экспериментальным путем различные области цвета. Папка с цветными иллюстрациями является выразительным дополнением к работе художника, который посвятил всю свою жизнь изучению цвета. Сказанное Штайнером в первом издании теории цвета Гете в 1891 году, способствует продолжению исследования цвета.
Этой работой занимаются художники, ученые, учителя, терапевты, психологи, философы и другие люди из круга Хебинга, а также - повсюду в мире. Лекции о цвете формируют базу, на которой в будущем можно продолжать дальнейшие открытия в мире цветов. В 8-й цветной иллюстрации отражена работа Хебинга над сияющими цветами и живой связью с цветами образа. Это - образ, требующий постоянного изучения и интерпретации.
В своем учении Юлиус Хебинг продолжает рассматривать замечания Рудольфа Штайнера по поводу того, что переживание цвета развивалось столетиями и все еще развивается. Известно, что греки еще не были способны различать синий. Это очевидно из употребляемых ими слов. Штайнер утверждает, что греки не различали синий элемент, потому что все еще были в значительной мере вовлечены в красный. В наше время мы в действительности способны различать синий. Осознанное видение или называние цветов, которые мы сегодня различаем и названия которых мы употребляем в повседневном языке, имеет свое значения для каждой нации. Так, Юлиус Хебинг описывает, что во время начала колонизации в Африке были обнаружены люди, которые в своем словаре едва ли имели какие-либо слова для синего и зеленого. Слова, которые они употребляли, соответствовали больше черному и серому. Для более теплых цветов, однако, у них было изобилие слов. Народы пастухов, такие как «овахерерос», имели преимущественный интерес к цвету своих стад. Они были способны различать зеленый и синий, но не находили нужным выражать это в языке. Вместе с тем у них имелось 26 различных выражений для обозначения окраски своих стад. Европейцы, исследуя словарь цвета, продолжали наталкиваться на этот феномен. У первобытных людей не было существенного интереса к цветам в природе (например, голубое небо или зеленые деревья). Зеленый, синий и фиолетовый находились в одном ряду с такими, как черный и серый. Было обнаружено племя, у которого для зеленого и синего было одно слово «enoli», что означает свежий или сырой, подобно тому, как мы могли бы сказать: «Он еще зеленый, он не готов к этому». Когда это племя узнало о приготовлении цвета индиго как пигмента синего, они назвали этот цвет «akase», означающее буквально «что-то, что нужно выучить». Это обращает наше внимание на тот факт, что глаз на самом деле видит цвет, однако сознательное наблюдение, различение вызывается тогда, когда цвету дается имя - «должно быть выучено»; иными словами, это развитие. Юлиус Хебинг в своем учении «Развитие чувства цвета» и в серии работ «Мир, Цвет и Человек» дает много примеров и цитирует работу Н. Магнуса, которая появилась еще в 1880 году.