1. Рудольф Штайнер, Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного, GA 303, Калуга, Духовное познание, 1995.
2. См. Рудольф Штайнер, О загадках души, GA 20 и Сущность цвета, GA 291.
3. Рудольф Штайнер, Откровения кармы, GA 120, лекция 26.05.1910.
4. Рудольф Штайнер, Сущность цвета, GA 291, лекция 04.05.1924.
5. Хронологический обзор цитат Штайнера в отношении живописи в школе можно найти в цикле лекций Познание цвета {Farbenerkenntnis), GA 291a.
6. Рудольф Штайнер, Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, М., Парсифаль, 1993.
7. В своей брошюре Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки Штайнер упоминал два волшебных слова, указывающих на связь ребенка с окружающим миром. Эти слова - подражание и пример. Он также приводит слова Аристотеля о человеке как «наиболее подражательном животном».
8. Рудольф Штайнер, Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе, GA 300a-c, M., Парсифаль, 1999, 2000, конференция 15.11.1920.
9. Rudolf Steiner, Farbenerkenntnis, GA 291a.
10. Rudolf Steiner, The Evolution of Earth and Man.
11. См. дидактические замечания в главе 4.
12. Рудольф Штайнер, Духовно-душевные основы педагогики, GA 305, М., Парсифаль, 1997.
13. Рудольф Штайнер, Сущность цвета, GA 291, лекция 2.
14. Rudolf Steiner, Man as Symphony of the creative Word.
15. Julius Hebing, Lebenskreise—Farbenkreise.
16. Рудольф Штайнер, Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе, GA 300a-c, M., Парсифаль, 1999, 2000.
17. Рудольф Штайнер, Сущность цвета, GA 291, лекция 4.01.1924.
18. Julius Hebing, Welt, Farbe und Mensch: Aus dem lunstleris-chen Unterricht der Waldorfschulen.
19. Rudolf Steiner, Wahrspruchworte, GA 40.
20. Рудольф Штайнер, Сущность цвета, GA 291.
21. Альбрехт Дюрер, Трактаты, дневники, письма, СПб, «Азбука», 2000, стр. 174 (трактат «Руководство к измерению»).
22. Рудольф Штайнер, Искусство воспитания. Методика и дидактика, М., Парсифаль, 1996.
23. Рудольф Штайнер, Педагогические советы в Свободной валъдорфской школе, GA 300a-c, M., Парсифаль, 1999, 2000, конференция 5.02.1924.
24. Ася Тургенева, Образы окон Гетеанума.
25. Clausen und Riedel, Zeichen, Sehen, Lernen.
26. И.-В. Гете, Сказка о зеленой змее и прекрасной лилии, в: Тайны. Сказка, М., Энигма, 1996.
27. Rudolf Steiner, Architektur, Plastik und Malerei des Ersten Goetheanum, 25.01.1920.
28. Rudolf Steiner, Four Temperaments, New York, 1987. Magda Lissau, The Temperaments and the Arts, Fair Oaks, 2003.
29. Ernst Kranich, Margit Juenemann, Hildegard Bethold-An drea, Formenzeichen.
30. Рудольф Штайнер, Духовно-душевные основы педагогики, GA 305, М., Парсифаль, 1997, учебная программа для 3 класса.
31. Фридрих Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человека.
32. Рудольф Штайнер, Сущность цвета, GA 291.
33. Рудольф Штайнер, Педагогическая практика с точки зрения духовнонаучного познания человека, GA 306, М., Парсифаль, 1997. Рудольф Штайнер, Познание цвета, GA 291а.
34. Marie Groddeck. The Sketchbook of Rudolf Steiner.
35. Рудольф Штайнер, Искусство в свете мистериальной мудрости (Kunst im Lichte der Mysterienweisheit), GA 275.
36. Рудольф Штайнер, Антропософское учение о человеке и пе дагогика (Anthroposophische Menschenkunde und Paedagogik), GA 304a.
Иллюстрации:
1. Цветовой круг (Дик Брюн)
2. Желтый встречается с синим (1 класс)
3. Синий и желтый, поддерживаемые красным (2 класс)
4. Оранжевый в синем, в зеленом,
комплементарные упражнения
(2 класс)
5. Синий и оранжевый/красный,
комплементарные упражнения
(2 класс)
6. Цветовой круг, плавные переходы (3 класс)
7. Цветовой круг с границами (3 класс)
8. Иосиф в колодце. Ветхий Завет (3 класс)
9. Иосиф у фараона. Ветхий Завет (3 класс)
10. Три короля (3 класс)
11. Четыре упражнения
для третьего класса: три фигуры
(флегматичный ребенок)
12. Четыре упражнения
для третьего класса: три фигуры
(сангвиничныи ребенок)
13. Четыре упражнения
для третьего класса: три фигуры
(холеричный ребенок)
14. Четыре упражнения
для третьего класса: три фигуры
(меланхоличный ребенок)
15. Ходур и Локи -Норвежская мифология (4 класс)
16. Хеймдал на мосту (4 класс)
17. Сова (4 класс)
18. Курица (4 класс)
19. Цветы: синий колокольчик (4 класс)
20. Красные цветы (5 класс)
21. Кувшинки (6 класс)
22. Нарцисс (6 класс)
23. Желтый цветок (6 класс)
24. Лунное настроение (6 класс)
25. Вулкан (6 класс)
26. Упражнение красками (6 класс)
27. Паровоз (8 класс)
28. От белого к черному, размытые границы (6 класс)
29. От белого к черному, шесть шагов (6 класс)
30. Упражнение 1,
встречные движения в гармонии
(6 класс)
31. Свет во тьме,
тьма в свете в равновесии
(6 класс)
32. Свободное упражнение,
равновесие тьмы в свете
(6 класс)
33. Свободное упражнение,
белое в темном, темное в белом
(6 класс)
34. Свободное упражнение,
композиция, черное, серое, белое
(6 класс)
35. Свободное упражнение,
преобразование белого в черное
(6 класс)
36. Шар с тенью (6 класс)
37. Открытая шаровидная форма чаша (7 класс)
38. Пирамида, тень на стене (7 класс)
39. Куб 1
(7 или 8 классы)
40. Куб 2 (7 или 8 классы)
41. Свободная композиция,
комната со столом, светом и стулом
(8 класс)
42. Велосипедист в туманной ночи
(8 класс)
43. Паровоз (8 класс)
44. Черно-белое упражнение,
уголь (9 класс)
45. Дюрер (9 класс)
46. Дверь с отверстием;
перспективная фантазия (9 класс)
47. Иероним в келье (Дюрер),
уголь (9 класс)
48. Иероним, переведенный в цвет
(10 класс)
49. Штриховка в черном (10 класс)
50. Штриховка в цвете (10 класс)
51. Свободная живопись;
холодные тона, «Рассвет» (10 класс)
52. Свободная живопись;
теплые тона, «Восход» (10 класс)
53. Свободная живопись;
«Туман» (10 класс)
54. Свободная живопись;
«Вечерняя луна» (10 класс)
55. Свободная живопись;
«Весенние цветы» (10 класс)
56. Свободная живопись;
«Нарцисс» (11 класс)
57. Портрет, упражнение в синем (12 класс)
58. Портрет, упражнение в синем (12 класс)
59. Портрет в цвете (12 класс)
60. Портрет на основе цветового круга (12 класс)
61. Цветовой круг 1
62. Цветовой круг 2
63. Цветовой круг 3
64. Цветовой круг 4
65. Цветовой круг 5
66. Цветовой круг 6
67. Цветовой круг 7
68. Цветовой круг 8
[1] Речь идет о том, что впечатления, полученные в течение дня, прорабатываются во время сна, получая на следующий день совершенно новое, более глубокое качество. Принцип так называемого «ночного обучения» имеет широкое применение в вальдорфской школе (например, он является одной из основ трехчастной структуры урока) - прим.. ред.
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
[13]
[14]
[15]
[16]
[17]
[18]
[19]
[20]
[21]
[22]
[23]
[24]
[25]
[26]
[27]
[28]
[29]
[30]
[31]
[32]
[33]