double arrow

Билет №6. 6. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Формирование предпосылок абсолютизма. ложной при первых Романовых была внутриполитическая


6. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Формирование предпосылок абсолютизма.
ложной при первых Романовых была внутриполитическая обстановка страны. С 1630 по 1650 гг. восставали жители – 30 городов Великого Устюга, Новгорода, Воронежа, Курска, Владимира, городов Сибири и др. Наиболее крупные восстания были в Москве (1648), Пскове и Новгороде (1650). Они были подавлены, а их активные участники казнены.
XVII в. принес серьезные потрясения русской церкви. К середине этого в.а в русском обществе нарастало недовольство церковью, поддерживавшей порядки, усиливающие угнетение простого народа, а также неблаговидным поведением многих церковнослужителей, отсутствием единообразия церковной службы. В религиозных книгах и церковных обрядах накопились существенные разночтения; священные каноны толковались противоречиво. В каждой местности были свои традиции совершения культа. Порядок проведения богослужения расходился с греческим чином. Таким образом назрела необходимость реформы церкви. В 1653-1660 гг. патриарх Никон (1605-1681) провел церковную реформу. Она унифицировала церковные обряды и установила единообразие богослужения для всех православных церквей. За образец был принят греческий чин, все священные и богослужебные книги исправлялись по греческим образцам, для богослужения допускались иконы только греческого письма.
Несмотря на то, что реформу патриарха Никона поддерживали государь Алексей Михайлович, его ближайшее окружение и высшее духовенство, произошел раскол русской церкви. Против реформы церкви выступили попы и протопопы в Москве (И. Неропов, С. Внифатьев), в Суздале (Н. Пустосвят), в Юрьевце – Аввакум Петров и других городах. Их стали называть раскольниками.
Протопоп Аввакум (1620-1682) был идеологом староверия, старообрядцев. Они требовали возврата к прежним обрядам и традициям: читать и петь во время службы одновременно разное несколькими голосами (реформа устанавливала единоголосие); крестное знамение производить двумя перстами, а не тремя, как полагала реформа; поклоны при богослужении должны оставаться поясными, а не земными, как вводила реформа; они требовали возврата к ходу посолонью, а не крестному ходу навстречу солнцу, как предусматривала реформа.
На стороне старообрядцев оказалось множество горожан, крестьян, стрельцов. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс.
Все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654-1656 гг.; раскольников осудили и отлучили от церкви. Священника Аввакума сослали в Даурию ( Забайкалье), возвращали в Москву, снова ссылали, затем расстригли, прокляли и сожгли.
Социальный протест раскольников по сути направлялся в фанатизм и аскетизм, мистику; сторонники раскола отрицали все новое и иноземное; враждебно относились к светской культуре, знаниям. Поэтому оценивать раскол как подлинно прогрессивное явление нельзя, хотя благ.аря староверию сохранилось много письменных памятников прошлых в.ов.
Вмешательство Никона во внутренние и внешнеполитические дела государства, оправдываемое тем, что «священство выше царства» (церковь выше монарха), привело к разрыву патриарха с царем. Земский Собор 1666-1667 гг. лишил Никона патриаршества и сослал.
В период царствования Алексея Михайловича произошла крупнейшая в и–и России Крестьянская война 1670-1671 гг. Ее предводитель – Степан Разин (ок. 1630-1671) донской казак, атаман, сначала воевавший с крымскими татарами, затем с турками. В 1667 г. с отрядом казацкой бедноты он совершил поход на Волгу и Яик, затем в Персию по Каспийскому морю. Весной 1670 г. возглавил Крестьянскую войну, в которой проявил себя способным организатором и военачальником. Обещал уничтожить рабство, освободить крестьян от власти бояр и дворян. Наряду с казачеством в войне участвовали народы Поволжья. Восставшие взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, осадили Симбирск, но войскам Разина было нанесено поражение. Атаман ушел на Дон, но был предан домовитыми казаками, пленен и казнен в Москве. После казни Разина война еще продолжалась, отдельные отряды выступали во многих городах Поволжья, Галицкого




Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: